Понятие педагогического конфликта

Новая педагогика » Специфика организации учебного процесса » Понятие педагогического конфликта

Страница 2

Зная типы конфликтов, можно попробовать разработать меры их профилактики. К ним относится, прежде всего, учет характера человека:

1. Доминантный характер: жесткий, напористый, решительный, самоуверенный, то в общении с таким человеком надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, а спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в ссору.

2. Недоминантный характер: чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении и подбадривании. Ему необходимо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя. Ни в коем случае не кричать (крик и педагог, несовместимые понятия). Встречаются ригидные люди, которые не любят, чтобы их перебивали, с ними нужно проявить педагогическое терпение.

Каждому преподавателю необходимо умение определять вектор психотипа студента и выбирать стиль общения с ним. Так, экстраверт расположен к общению, для него непонятно, как это другой избегает общения. Его дружелюбие может быть поверхностным. Он соловей – слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии. Его перехлесты лучше умерить беззлобной иронией, ибо экстраверт особенно чувствителен к ироничному тону, боится выглядеть смешным. Интроверт – любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво. Даже немного суховато, обсуждать вопросы профессиональные и абстрактные, стараться побольше молчать и быть готовым к затяжным паузам. Конечно, из психологии мы знаем, что четкого разделения людей по типам характера или темперамента не существует, но варьирование данных знаний применительно к конкретному человеку, может значительно облегчить общение.

Педагогу важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков. Человеческое мышление способно на 80% спрогнозировать последствия своих действий и слов. Необходимо использовать эти способности.

Для удачного разрешения конфликта важно вовремя заметить сигналы, говорящие о его приближении — это кризис, напряжение, недоразумение, инцидент и дискомфорт.

Кризис. Разрыв отношений, насилие, ожесточенные споры — все это указывает на несомненное присутствие кризиса. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности. Напряжение. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Сами взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства.

Недоразумение. Недоразумение часто возникает, когда из ситуации делаются ложные выводы из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Восприятие проблемы при этом искажается.

Инцидент. Мелочь, которая может вызвать временное волнение или раздражение, будучи неверно понятой, она может привести к конфликту, а может забыться через несколько дней.

Дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно.

Если вовремя опознать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро прореагировать на них, можно предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов.

Если конфликт только надвигается, мы можем сознательно выбрать наш подход к нему, но делается это далеко не всегда, так как у многих в процессе жизни вырабатывается определенный стереотип конфликтного поведения. Таких стереотипов может быть несколько: уход, подавление, компромисс и подход к конфликту по принципу “выиграть/проиграть”.

Уход. Если стараться физически или эмоционально уходить от конфликтной ситуации, то в дальнейшем не будет возможности принять участия в развитии ситуации. Тем не менее, это может быть вполне разумным, если конфликт не затрагивает ваших интересов. Но, в основном, уход от проблемы приведет к ее непомерному росту в период вашего отсутствия. Подавление. Имеет место, если мы отказываемся признать наличие конфликта и пытаемся сохранить добрые отношения любой ценой. Бывает, что конфликт может разрешиться и сам, просто оттого, что мы продолжаем сохранять добрые отношения. Но подавление серьезного конфликта означает, что вы не затрагиваете главные спорные проблемы. Если вы храните молчание, то ваш оппонент не знает, что происходит в вашей душе, и если он даже и догадывается, что что-то не в порядке, ему трудно узнать, что за этим стоит. Выиграть/проиграть. Предпочтение тактики “выиграть/проиграть” отражает такую форму борьбы за власть, при которой кто-то обязательно выходит победителем. Эта тактика может быть необходимой, если определенное лицо должно навести порядок для всеобщего благополучия. Однако эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты — т.к. проигравшая сторона может отказаться от решений, принятых под давлением. Компромисс. Решение проблемы, при котором каждый из участников чего-то добивается. Однако при этом подразумевается, что делится какая-то конкретная величина, и в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Содержание и характер домашней работы младшего школьника
Домашняя работа учащихся при обучении математике нужна. В ходе домашней работы укрепляются вырабатываемые навыки, создаются данные для тренировки детей в независимом использовании приобретенных под руководством педагога познаний. Впрочем, исследуя навык, приходится констатировать, что одним из типичнейших изъянов в постановке обучения математике в начальных классах школы является перегрузка учащи ...

Классификация активных методов и форм обучения
На данный момент разработано много разнообразных методов и форм обучения и порой бывает сложно выбрать основу классификации. Однако, ряд классификаций, все же существует. Вот некоторые из них. 1. Методы по характеру учебно-познавательной деятельности · неимитационные методы; · имитационные методы. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятель ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru