Понятие педагогического конфликта

Новая педагогика » Специфика организации учебного процесса » Понятие педагогического конфликта

Страница 1

Слово конфликт означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие спор, грозящий осложнениями. Впервые теорию конфликтов разработал Г. Гегель, естественно, с точки зрения философии. В психологии под конфликтами понимают одновременное действие противоположных тенденций, мотивов и интересов. Одни из них обусловлены социально-экономическими противоречиями, системой общественных отношений, другие – психологическими особенностями личности, ее поведением, устремлениями.

Конфликты бывают парными, межгрупповыми, скрытыми и открытыми, случайными и преднамеренными, внутри- и межличностными. Среди преподавателей и студентов преобладают внутри- и межличностные конфликты.

Внутриличностный конфликт – это внутренняя борьба мотивов. Выбор цели и поведения. Павлов определял его как столкновение противоположных импульсов, каждый из которых идет от коры головного мозга. Внутреннее побуждение приказывает поступать так, а человек заставляет себя делать нечто противоположное. Ибо этого требует логика поведения. Внутриличностный конфликт может быть созидательным, например, если он возникает в процессе творческой работы: на стадии формирования творческого замысла, во время его реализации или после достижения каких-либо результатов. Чувство неудовлетворенности заставляет человека искать лучший вариант решения проблемы. Когда он найден, конфликт разрешается.

Но бывает и разрушающий внутриличностный конфликт. Он возникает, если человек долго не может найти удовлетворяющего решения его проблемы. Можно и неверно оценить свои способности, поставить перед собой цель, которая окажется не по зубам. Такого человека ждут разочарования, недовольство собой, повышенная раздражительность, угнетающая неуверенность. Словом, отрицательные эмоции. Длительное пребывание в таком состоянии ведет к неврозам и более сложным психическим заболеваниям. Симптомы внутриличностного конфликта: повышенная психическая напряженность, эмоциональная возбудимость, неудовлетворенность собой, чувство обиды.

При межличностных конфликтах сталкиваются интересы личностей, их взгляды, нормы поведения, отношение к тем или иным ситуациям. Есть люди, которые очень любят выискивать чужие ошибки и неточности, видимо, таково свойство их природы. Ошибки руководителя и коллег доставляют им явное удовольствие. Они часто являются инициаторами межличностного конфликта. Симптомы межличностного конфликта: крайне обостряется распространяющаяся на все области взаимоотношений психическая напряженность, искажается адекватное понимание мыслей и поведения друг друга, каждый стремится оправдаться в собственных глазах, защитить цельность своего “я”, прислушивается к собственным переживаниям без малейшего желания поставить себя на место другого, найти компромисс. Суждение о противнике самое категоричное, случайное и обобщенное. При межличностном конфликте нарушается необходимый для творческих людей контакт. Личная неприязнь распространяется на деловые отношения. В организме при этом наблюдаются самые разнообразные отклонения: перестраивается нейроэндокринный аппарат, учащается пульс, повышается. А/Д, что может привести к сердечнососудистым и нервным заболеваниям.

Причины конфликтов условно подразделяют на организационно-творческие, личностные и поведенческие. Организационно-творческие порождаются слабой организацией труда, стилем общения. Игнорированием коллектива. Известно, что кто хочет работать, ищет способы, а кто не хочет, предлог этого не делать. Как показывает практика, конфликты неизбежны там, где:

- нет перспективы творческого роста,

- не уточнены функциональные обязанности,

- установлены непродуманные и нереальные нормы работы и критерии оценки труда,

- не разработаны системы морального и материального поощрения.

- отсутствует необходимая для работы и учебы информация,

Все это нарушает спокойствие человека. В.А. Сухомлинский отмечал: “Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные товарищеские отношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в ад”

Ситуативные предпосылки для конфликтов:

- чувство неуверенности и неопределенности реализации своих возможностей,

- недостаточная или искаженная информация,

- непризнание коллег,

- отрицательная реакция на сложившуюся ситуацию.

Известно, что нельзя предъявлять одинаковые требования и подходы ко всем людям. Ибо в силу их темперамента, в основе которого лежит тип деятельности нервной системы, они по-разному будут реагировать на то или иное требование или подход. Так, у энергичного, подвижного человека может возникнуть конфликт в ситуациях: жесткой дисциплины, монотонной деятельности или вынужденного одиночества. У ригидного же человека, склонного к пониженному настроению, конфликт может быть вызван ситуациями, требующими бурной деятельности, изменениями в привычном образе мышления, быстрой и частой сменой деятельности.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Практические рекомендации родителям по развитию просодического компонента речи детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР
В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания детей с замедленным психическим развитием выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в частности, в методике коррекционного обучения. - Причины нарушения просодического компонента речи могут быть вызваны артикуляционным нарушением. Необходимо ...

Анализ организационного периода
Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс проходит мучительно, и тревожно. В своей работе я ориентировалась именно на таких детей. Я старалась, чтоб ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru