Межпредметные связи как фундамент систематизации научных знаний

Новая педагогика » Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах » Межпредметные связи как фундамент систематизации научных знаний

Страница 3

Прежде чем приступить к решению этой задачи, необходимо определить круг тех синтезированных тем учебного предмета, выбранного для исследования. Критериями отбора этого круга учебных тем являются:

Наибольшая значимость тем для раскрытия ведущих, основополагающих идей учебного предмета.

Высокая степень обобщения и интеграции разнородных знаний в содержании учебной темы.

Для опытной работы и в качестве примера возьмем обобщающий, интегративный учебный предмет – природоведение. Выбор этого предмета обусловлен тем, что природоведение занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе. Изучение природоведения в младших классах средней школы способствует превращению отдельных знаний учащихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий. Предмет природоведение раскрывается по тематическому принципу, что целиком соответствует его обобщающему интегративному характеру. Тематическое построение этой дисциплины позволяет рассматривать ее учебные темы как отдельные «узлы» систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной степени связи и ограничения.

Межпредметные связи - это комплексная проблема современной дидактики.

Межпредметные связи функционируют в обучении как фактор комплексного воздействия на личность, на ее познавательные и нравственные стороны, как фактор ее всестороннего развития. В реальном процессе обучения межпредметные связи способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие. Их действие распространяется на все учебные предметы, и практически изучение каждой учебной темы может включать те или иные виды связей с другими предметами. Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения: формированию системы научных знаний, обобщенных познавательных умений, широких познавательных интересов, мировоззренческих убеждений школьников.

Использование технологий на специальных предметах - актуальная задача. Межпредметные связи требуют координации деятельности учителей разных предметов. Инициатива в проведении уроков, основанных на межпредметных связях, должна исходить от преподавателя, он должен выступать проводником информационной культуры в другие предметные области.

Воспитательный эффект обучения: позитивные изменения в сознании, чувствах и поведении ученика возможен лишь тогда, когда он занимает позицию активного субъекта познания, общения. Организуя учебную деятельность, необходимо учитывать ее структуру, взаимосвязь в ней таких компонентов, как мыслительная, умственная, познавательная, репродуктивная, творческая, художественная, практическая, оценочная, коммуникативная, речевая деятельность. Взаимодействие разных видов деятельности в процессе обучения создает благоприятные возможности для всестороннего развития способностей и потребностей ученика полноценной личности.

Межпредметные связи как средство усиления единства обучения и воспитания с позиций требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы необходимо осуществлять в трех направлениях:

1) формирование на основе межпредметных связей систем аксиологических знаний, раскрывающих ценностные аспекты науки, искусства, трудовой деятельности человека путем общения и развития мировоззренческих и практических идей, отражающих интеграцию различных форм общественного сознания (науки, идеологии, философии, морали, искусства, религии) и общественно-исторической практики в современном обществе;

2) формирование общих для смежных предметов познавательных, практических и особенно важно в воспитательном плане оценочных умений и выработка на их основе правильных оценочных суждений;

3) формирование на основе систем обобщенных знаний и умений идейно-политических убеждений, нравственно-эстетических идеалов, создающих основу для морально-оценочных ориентаций личности в ее жизнедеятельности и труде.

Задачами реализации межпредметных связей при конструировании содержания учебного предмета являются: выявление общих элементов содержания различных учебных предметов для определения "возможных" (сопутствующих) межпредметных связей в другом предмете, для определения "необходимых" (предшествующих и перспективных) межпредметных связей.

1-й класс

Обучение грамоте

Ознакомление с окружающим

Музыка

Рисование

Математика

Ознакомление с окружающим

Труд

Рисование

Физическое воспитание

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Процесс реализации социально-педагогической технологии
Реализация социально-педагогической технологии представляет собой определенный процесс деятельности. Слово процесс (от лат. processus) означает "прохождение, продвижение". В научном плане под процессом понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. Выбор социально-педагогической ...

Научные предпосылки возникновения понятия «педагогическая поддержка»
На современном этапе развития педагогической науки меняются содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами гуманизации, личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Возрастает роль современных подходов к совершенствованию качества образования. В этом контексте весьма важным в ракурсе гуманистической парадигмы видится обращение ученых к педагоги ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru