Средства формирования визуального мышления на урокахматематики

Страница 2

Для того чтобы формировать визуальное мышление учащихся, нужно заботиться об организации зрительной информации. От использования наглядности как средства повышения эффективности урока нужно перейти к формированию математических визуальных понятий, которые по своему объему, степени обобщенности не уступали бы привычным вербальным (словесным) понятиям.

Н.А. Резник предлагает использование следующих средств для развития визуального мышления учащихся:

Информационная схема

Визуальные задачи

Информационная тетрадь

Согласно теории о поэтапном формировании умственных действий базовую роль при формировании зрительных понятий играет практическая работа.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Например, при решении задач на проценты, учитель только наводит учащихся на основные задачи на дроби, а сами ученики уже выявляют взаимосвязь между ними. При другой форме сочетания, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Визуальные задачи

Визуальные задачи выступают как средство развития визуального мышления, организации зрительного образа, нацелены на повышение мыслительной деятельности учащихся.

Под визуальной задачей понимается задача, в которой решение строиться на «живом созерцании». Как правило, исходной посылкой в них является некоторый визуальный образ.

Рассмотрим классификацию визуальных задач, предложенную Н. А. Резник, обозначив следующие параметры: дидактическое назначение, структурные особенности, диапазон применения.

Режим обучения

1. Тренажер – упражнения, восстанавливающие или формирующие определенные навыки учащегося. Задания нацелены на уточнение указанного понятия, его свойств или операций над такими однородными понятиями.

Дидактическое назначение. Решение упражнений тренажера как бы «останавливает» ученика, предоставляя ему возможность сосредоточиться на одном образе или действии.

Структурные особенности. Задачи тренажера составляются на основе единого зрительного образа, подходя к нему с различных сторон, и по степени сложности практически не отличаются друг от друга. Поэтому примеры тренажера должны быть такими, чтобы их решение не требовало громоздких обоснований, длительных рассуждений и преобразований. Устное решение задач тренажера является необходимым условием, нарушение которого значительно снизит действие данного средства обучения.

Диапазон применения. Подобные упражнения можно широко применять тогда, когда утраченные знания и навыки мешают усвоению текущего материала или формированию нового алгоритма. Тренажер может явиться дополнительным средством при подготовке класса к решению трудной задачи, натолкнуть учащихся на возможные пути ее решения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Основные векторы науки в эпоху глобального экологического кризиса
Человечество на пороге перемен. Изменение характера эволюции. Наука в постиндустриальном мире. Пути сосуществования человека и биосферы. На рубеже веков экспоненциальный рост промышленных показателей стал замедляться, центр тяжести из сферы материального производства очевидным образом стал смещаться в сферу информационную. Основным критерием стал не количественный, а качественный рост, расширение ...

Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенапр ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru