Такие же изменения происходят на протяжении дошкольного возраста и в умении анализировать образец, состоящий из нескольких элементов.
Детям до 4 лет указанный анализ доступен лишь частично. Многие из них еще не могут произвести такой анализ без помощи со стороны взрослого. Однако к 5 годам эта возможность оказывается сформированной у большинства глухих детей.
При выборе по образцу увеличение количества элементов, так же как и при подражании, может приводить к значительному снижению результатов выбора. Но это, как уже было сказано выше, не означает, что ребенок не может действовать по образцу или не вычленяет соответствующих признаков.
Причина снижения результата – трудности, которые испытывает глухой ребенок, когда ему нужно перебрать большое количество элементов.
Тенденция развития восприятия цвета, величины, пространственных отношений у глухих и нормально слышащих детей дошкольного возраста одинакова. Однако у глухих не только более медленный темп развития восприятия, но имеется и ряд других особенностей. У глухих детей наблюдается меньшая самообучаемость в процессе занятия. Характер самих ошибок отличается большей стабильностью, снижена аналитичность восприятия.
У глухих детей дошкольного возраста появляется целостный образ предметов, который дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2 – 5 частей с разрезами разной конфигурации.
Способность складывать разрезную картинку также указывает на наличие элементарного анализа и синтеза. Однако детям четвертого года жизни такой синтез целого из частей удается далеко не всегда. Только половине детей этого возраста удается сложить картинку из 2 – 3 частей. Складывание разрезной картинки из 5 частей оказывается доступным примерно половине детей старше 5 – 6 лет. Развитие сенсорных и интеллектуальных процессов у глухих детей идет в том же направлении, что и у слышащих, однако более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и синтезирования целого, у глухих формируются медленнее.
В то же время глухим детям старше 5 лет доступна такая сложная деятельность, как включение в ряд тех или иных элементов и осуществление предметной группировки (простейшей классификации).
Весьма существенным представляется тот безусловно имеющий отношение к уровню развития зрительного восприятия факт, что глухие необученные дети до 5 лет еще не выполняют предметных рисунков. В то же время у нормально развивающихся детей предметный рисунок появляется около 3 лет. У глухих детей старше 5 лет встречаются предметные рисунки (весьма примитивные).
Чрезвычайно важным показателем сенсорного и интеллектуального развития является изменение способов ориентировочной деятельности. Мы можем сказать, что уровень сенсорного и интеллектуального развития не определяется самим фактом положительного решения поставленной перед ребенком задачи. Он гораздо более четко выражен в способах ориентировки, которыми пользуется ребенок. У глухих детей нами наблюдались следующие способы ориентировки:
а) ориентировка только на результат. Ребенок производит практические пробы, пытаясь применить для достижения результата даже физическую силу (втискивание, вколачивание), но не учитывая свойства предметов;
б) внешние ориентировочные действия. Ребенок производит пробы или Примеривание, так как не может еще вычленить необходимые свойства объектов в перцептивном плане (зрительно, тактильно);
в) сочетание элементов внешнего ориентировочного действия со зрительным перцептивным действием. Ребенок опирается на свойства предметов, зрительно выделяет и соотносит их, но в трудных случаях прибегает к примериванию;
Похожие статьи:
Исторический обзор реализации интеграции в практике отечественной и
зарубежной школы
Идея о единстве научных знаний, хоть и в примитивных натур-философских представлениях находила отражение в работах древних мыслителей: Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Платона. К этой проблеме обращались Г. Гегель и И. Кант, Л. Фейербах. И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой ...
Способы исправления ошибок
Важное место в общее системе работы по предупреждению речевых ошибок занимают специальные упражнения. Упражнения могут быть как письменные, так и устные. Формулировка заданий зависит от того, на какой стадии обучения осуществляется предупреждение ошибки. Существует множество таких упражнений. Учителю же главное найти и выбрать среди них те, которые будут более эффективно, помогать учащимся, снизи ...