Психологические особенности глухих детей и роль творчества в развитии познавательной сферы

Новая педагогика » Способы развития художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики » Психологические особенности глухих детей и роль творчества в развитии познавательной сферы

Страница 5

г) полностью свернутая ориентировка. Внешне проявляется только исполнительное действие, ведущее к безошибочному результату.

Каждая из предлагаемых ребенку задач может быть выполнена разными способами. Так, например, можно сложить матрешку путем проб, путем примеривания, путем зрительного соотнесения и при свернутой зрительной ориентировке, т. е. очень быстро и безошибочно. Однако имеются задания, которые не могут быть правильно выполнены ребенком, еще не владеющим более совершенными способами ориентировки. Так, складывание пирамидки по убывающей величине, в отличие от складывания матрешки, требует уже наличия зрительного примеривания или зрительного соотнесения; на уровне проб оно выполнено быть не может.

На протяжении дошкольного детства глухие дети переходят от более низких, примитивных способов ориентировки в задании к более высоким. Однако нельзя забывать о том, что развитие способов ориентировки идет и в другом плане – в плане функциональном: при переходе к более трудным заданиям ребенок, который действовал уже способом зрительного соотнесения, может перейти снова к методу проб

Средний уровень ориентировки в задании для детей преддошкольного возраста – уровень проб. При более трудных заданиях эти дети переходят к уровню применения физической силы.

У детей старше 3 лет мы встречаемся не только с пробами, но и со зрительным примериванием. Однако преобладающим примеривание становится у детей старше 4 лет. Но и эти дети при выполнении сложных заданий (при анализе образца, при складывании разрезной картинки, при включении в ряд по величине) снова переходят к пробам. Дети старше 5 лет в большинстве случаев действуют уже на уровне зрительного соотнесения; в ряде случаев обнаруживают свернутую ориентировку. Однако и они при складывании разрезной картинки из 5 частей, при прохождении лабиринта, при группировке по цвету и форме, т. е. при выполнении более трудных заданий, могут возвращаться к зрительному примериванию, а иногда и к пробам.

В связи с общим сенсорным и интеллектуальным развитием обогащаются и средства общения глухих детей с окружающими. Дифференцируется указательный жест, составляющий, по мнению Л. С. Выготского, определенную ступень в развитии человеческого языка. Меняется направленность указательного жеста – дети переходят от чисто аффективной направленности его на объект, который ребенок хочет получить, к употреблению его при вычленении предмета из совокупности, при необходимости выделить необходимые свойства (цвет, форма, величина, пространственное расположение). Это тем более существенно, что интенция, "направленность на определенный смысл, возникает из направленности указательного знака (жеста, первого слова) на какой-нибудь объект".

Появляются и другие жесты – отказ, просьба, прощание. На более высоком уровне развития возникают изобразительные жесты. (У детей из семей глухих жесты появляются раньше и бывают более разнообразными.

Развитие моторики

Многие дети, имеющие врожденную или рано приобретенную глухоту и сопутствующие нарушения вестибулярного аппарата, с самого начала отстают от нормально развивающихся детей того же возраста с точки зрения развития статических и локомоторных функций. Среди обследованных нами детей около 70% начали позже срока держать голову; из них 25% с опозданием более чем на 2 месяца. Задержка проявляется и в том, что дети позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять, ходить. Однако задержка в сроках начала ходьбы несколько меньше, чем в сроках удержания головы. По нашим данным, задержка начала самостоятельной ходьбы отмечается у 50% глухих детей (из них 25% начинают ходить с опозданием более чем на 2 месяца). Приведенные данные показывают, что у глухих детей, как правило, задержка прямостояния компенсируется к 1 году 2 мес. – 1 году 4 мес.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Особенности формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей
Важным показателем успешности профессионального становления будущего педагога является сформированность его ценностно-смысловой сферы. Так Н.Н. Никитина отметает важность выдвижения на передний план аксиологического подхода к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, ...

Сущность понятия «самостоятельность»
Познавательная активность как условие дальнейшего успешного обучения. Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности. Феномен познавательно ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru