Психологические особенности глухих детей и роль творчества в развитии познавательной сферы

Новая педагогика » Способы развития художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики » Психологические особенности глухих детей и роль творчества в развитии познавательной сферы

Страница 3

Особенно большая роль принадлежит ориентировке на реакцию взрослого. У многих детей она носит гипертрофированный характер и препятствует ориентировке на свойства предметов. Указанная тенденция на определенном этапе является существенным тормозом в развитии восприятия и интеллекта.

У слышащего ребенка в этот период речь взрослого является одним из ведущих факторов развития. Все большее значение приобретает и собственная речь ребенка.

Значительно более богатыми и полноценными являются у слышащего ребенка и формы доречевого общения.

У глухих детей не только отсутствует речевое общение. У них чрезвычайно обеднено доречевое общение. В арсенале общения родителей с детьми часто отсутствуют необходимые способы общения (одни целиком переходят к общению с помощью жестов, другие полностью отказываются от них).

Сенсорное и интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте

В течение дошкольного периода в сенсорном и интеллектуальном развитии глухих необученных детей происходят значительные сдвиги.

Завершается развитие предметных действий и, соответственно, предметности восприятия. Это находит свое выражение в том, что дети не только знают функциональное назначение предметов, но и умеют пользоваться ими в быту. Все умственно полноценные глухие дети среднего и старшего дошкольного возраста оказываются в состоянии сами себя обслуживать (пользоваться ложкой, одеваться, обуваться и т. д.).

Умение пользоваться предметами по назначению можно наблюдать и во время игры с игрушками.

Дальнейшее развитие подражания приводит к тому, что дети оказываются в состоянии воспроизводить по подражанию не только движения или соотносящие действия, но и сложные действия, требующие вычленения свойств и качеств предметов. Дети вычленяют в ситуации подражания действиям взрослого цвет, форму, величину и пространственные взаимоотношения объектов. Однако дети моложе 4 лет даже в ситуации подражания такое вычленение осуществляют не всегда. Многие дети 3 – 4 лет не могут еще вычленить по подражанию цвет, форму, величину, пространственные отношения предметов.

Все дети старше 4 лет справляются с вычленением свойств объектов в ситуации подражания, если количество объектов не превышает 3 – 5. Увеличение количества элементов вызывает у многих детей хаотические действия .

Например, когда у ребенка имеются кубики трех цветов – красного, синего и желтого, он накладывает правильно красный кубик на красный, синий на синий, желтый на желтый. Если дать ребенку кубики шести цветов, ребенок теряется и не может соотнести их по цвету.

На протяжении дошкольного возраста количество элементов, которое дети могут сопоставлять в ситуации подражания действиям взрослого, значительно возрастает.

В дошкольном возрасте значительно совершенствуется возможность действовать по готовому образцу. Ребенок может производить выбор по образцу предметов определенного цвета, формы, величины; он может осуществлять выбор по двум признакам.

Появляется возможность практического выделения по образцу единицы из совокупности (если перед ребенком лежит группа предметов, а на ладони взрослого – только один предмет, ребенок может взять из группы один предмет), установления взаимно однозначного соответствия по количеству между несколькими предметами, выделения категории один — много. Дети переходят к анализу сложного образца, состоящего из нескольких элементов.

Возможность действовать по образцу возникает, как мы указывали выше, еще в преддошкольном возрасте. Но там только треть детей действовала правильно. В возрасте от 3 до 4 лет правильно осуществляют выбор по образцу (цвет, форма) уже около ⅔ глухих необученных детей. В дальнейшем выбор по образцу совершенствуется. Практическое выделение категории один – много, по образцу_ наблюдается уже у некоторых детей 3 – 4 лет. К концу дошкольного периода дети могут вычленять по образцу и соотносить по количеству 4, 5, а в некоторых случаях и 6 объектов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Особенности рассказов А.П. Чехова
Творчество А.П. Чехова – творчество малого жанра. Писатель не написал ни одного романа. Что обусловило становление Чехрва именно как мастера малой формы? Этот вопрос изучали многие исследователи, среди них – А.В. Кулешов, А.П. Чудсков, М.П. Громов, Л.М. Цилкевич и многие другие. В русской литературе обстоятельства сложились так, что рассказ стал разрабатываться после того, как уже появились повес ...

Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей – 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день – от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше. Дефи ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru