Организация и методика исследования особенностей художественно-творческих способностей у детей

Новая педагогика » Способы развития художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики » Организация и методика исследования особенностей художественно-творческих способностей у детей

Страница 4

В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Данная батарея тестов была предложена автором этой работы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса. Время проведения процедуры — около 40 минут.

Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.

Данная методика была применена к двум классам учеников начальной школы – класса развивающего обучения (экспериментальный) и класса, занимающего по традиционной системе (контрольный).

Методика представляет собой творческий текст.

Субтест. Последствия ситуации

Задача

Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для испытуемого

Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах. Имеются два показателя.

Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий.

1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз.

1 оригинальный ответ — 5 баллов.

Следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Как уже указывалось ранее, в качестве групп испытуемых были выбраны два класса учащихся – экспериментальный (РО) и контрольный. В каждом классе проводилась методика исследования уровня творческого мышления, причем исследовался уровень (количество баллов) развития творческого мышления того или иного ребенка.

В таблице 1 представлены результаты констатирующего эксперимента у экспериментальной группы.

Таблица 1. Результаты исследования творческого мышления у экспериментальной группы испытуемых

ФИО

Показатели

1.Олег Б.

2.Вова П.

3.Артем Д.

4.Света Д.

5. Аня Н.

6.Ира К.

7. Гена Е.

8. Вова Б.

9. Женя С.

10. Ваня Д.

11. Оля П.

12. Света С.

13. Лида Д.

14. Аня У.

15. Тая К.

7

6

7

7

7

6

7

7

6

7

6

5

6

6

5

В таблице 2 представлены результаты применения методики исследования творческого мышления у контрольной группы

Таблица 2 Результаты исследования контрольной группы

ФИО

Показатели

1.Оля С.

2.Денис И.

3.Ира Т.

4.Полина К.

5.Дима М.

6.Тимур Ц.

7.Лена Р.

8.Женя П.

9.Света О.

10. Маша Д.

11. Лида Ч.

12. Миша О.

13.Дима Е.

14.Варя С.

15.Маша Г.

7

6

7

5

6

7

5

6

7

7

6

7

5

7

6

Средний балл у экспериментальной группы – 6,33, у контрольной – 6,29.

Таким образом, уровень развитости творческого мышления на начальном этапе экспериментальной работы был примерно одинаков, у контрольной группы несколько ниже, чем у экспериментальной.

Схематично результаты констатирующего эксперимента представлены на рис. 1.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Приемы коррекции дизартрии
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности. Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция ...

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно направленно. И это очень важно использовать в ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru