За основу диагностики нами взята:
Ø методика обследования речи, предложенная Г.А.Волковой;
Ø методика диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.
Детям необходимо было выполнить 3 задания (Приложение 1).
Для оценки состояния сформированности фонематических функций использовался количественный метод обработки данных (балльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты).
Оценка сформированности фонематических функций оценивалась нами по четырех балльной системе:
4- точное и правильное выполнение задания.
3- правильный ответ со 2 попытки.
2- правильный ответ с 3 попытки.
1- невыполнение задания.
Далее мы определи три уровня сформированности фонематических функций:
Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Признаком фонематического недоразвития у детей с заключением «с общим недоразвитие речи» чаще всего является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы:
Результаты констатирующего эксперимента показали, что недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия.
Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного обследования фонематического слуха, выявления особенностей фонематического восприятия.
Методика «Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста» (авт. В.В. Коноваленко. С.В. Коноваленко) является эффективным диагностическим инструментом для выявления особенностей развития фонематического восприятия дошкольников.
Педагогическая работа по развитию фонематического восприятия детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей. А так же при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу. дифференциации слогов. дифференциации фонем. навыков элементарного звукового анализа.
Таким образом, цели исследования были достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.
В результате исследования нами были предложены рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других - в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В-третьих - ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.
При этом нужно учитывать следующие положения.
Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно ими овладеет.
Похожие статьи:
Пути и средства формирования знаний о комнатных растениях у детей дошкольного
возраста
Процесс формирования знаний происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения. Обучение -процесс целенаправленной передачи исторического опыта, организации формирования знаний, умений и навыков. В обучении используются наглядные, словесные, игровые, практические методы. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними ...
Активные формы и методы обучения
Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии. Это и работа в малых группах, и дискуссии, турниры, диспуты, дебаты, “мини-уроки”, брейнсторминг (мозговой штурм), деловые игры, имитационные игры, ситуационные упражнения, задачи, проблемы, упражнения, “Puzzle” и др. Эти формы и методы на уроках биологии можно применять как для преподавания, усвоения нового материала, так и ...