Задача воспитания и развития самостоятельной деятельности в обучении строится на управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую. Отмечают 4 уровня самостоятельности:
-простейшая воспроизводящая самостоятельная деятельность (накопления фактов и умения действовать по образцу);
- вариативная самостоятельность (умение выбрать одно определенное правило и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи);
- частично-поисковая самостоятельность (поиск и выбор наиболее рационального нескольких способов решения задачи, сравнении соответствующих способов решения);
- поисково-исследовательская самостоятельность, требующая творческих усилий.
Самостоятельность личности этого возраста тесно связана с независимостью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе. Соответствие уровням самостоятельности принимаются у них мягко. Дети этого возраста могут поставить цель (или по подсказке педагога) игры, обдумать путь к ее достижения в данном сюжете, способны осуществить свой замысел, организовать свое внимание на предстоящей деятельности, оценить полученный результат с позиции цели.
Многие педагоги в сюжетно-дидактических играх предлагают средства, помогающие детям планомерно осуществлять замысел (опорные схемы, модели, пооперационные карты, дидактические материалы и т.д.). Самостоятельные счетно-измерительные действия детей в ходе игры свидетельствуют о хорошо усвоенном программном материале.
В интересной творческой деятельности перед детьми 6 го года жизни возникает и использование математических знаний для постройки, к примеру, красивого замка или же проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы воплощения. Они с удовольствием строят дорожки из геометрических фигур или же измеряют нужное количество муки для приготовления вкусных печений внутри сюжета игры.
Дети в самостоятельной игре способны освоить правила культуры поведения и общения, они начинают понимать мотивы выполнения правил, происходит становление их взаимоотношений с окружающими.
Характерной особенностью детей этого возраста является проявление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Поэтому сюжет игр следует подбирать разнообразный. В играх, основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи, запомнить что-либо целенаправленно.
В экспериментах П.Я. Гальперина подчеркивается необходимость создать условия для самодеятельности, и самостоятельной игры ребенка. Ребенок, проходя препятствия игровой ситуации в игровом сюжете, как бы запускает процесс самостоятельной ориентировки в новой ситуации. Возникновение этих процессов внутри ребенка позволит перейти к более содержательным разделам, которые в свою очередь будут новым препятствием для развития. Работа по аналогии, то есть циклические раскручивание учебного материала в сюжетно-дидактической игре приводит к способности детей к активному преодолению новых препятствий. В сюжетно-дидактических играх при многократном проигрывании по хорошо изученной проблеме может продолжаться до полной автоматизации, пока не станет у детей составной частью и не превратится в навык более высокого порядка. При выполнении действий по алгоритму, по известным приемам и умениям, в циклах сюжетно-дидактических игр развивается у детей способность к самостоятельности в выполнении логико-математических действий, управлять собой в жизненных ситуациях. Алгоритм - система правил, сформулированная на понятном исполнителю языке, которая определяет процесс перехода от допустимых исходных данных к некоторому результату и обладает свойствами массовости, конечности, определенности, детерминированности. Применение в своей работе разных приемов возбуждает детей к проявлению самостоятельности и инициативности. Воспитатель, являясь активным наблюдателем
Похожие статьи:
Исторические корни технологий воспитания и обучения
Если педагог выстраивает воздействие на ребенка как тонкое и искусное прикосновение к личности, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и многое другое. Откуда же педагог черпает эту информацию о ребенке? Логичный и закономерный ответ – он видит ...
Особенности формирования технике чтения на начальном этапе обучения
Одним из возможных эффективных путей повышения качества преподавания иностранного языка в начальной школе является разработка таких учебных материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и познавательным интересам детей младшего возраста (Ш.А. Амонашвили, Б.В. Беляев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, А.А. Леонтьев, И.А. Мещерова, В.М. Филатов). Авторы методик ...