В психолого-педагогической литературе самостоятельность отмечается как способность ребенка к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Идеей формирования самостоятельной деятельности интересовались и была анализирована Аристотелем, Аристоксеном, Сократом, Платоном и др. Выдающие педагоги и революционеры-демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюбов, А.Н.Радищев, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский отмечали в своих работах самостоятельность в связи с инициативой, поиском различных путей решения учебно-познавательных задач без участия взрослых и помощи со стороны. Но для дошкольников все, же должна быть незримая помощь педагога. Для детей 6 года жизни характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности , инициативы, творчества. Самостоятельная деятельность активизирует познавательную деятельность. А самостоятельная работа является средством организации самостоятельной деятельности. В этом случае под понятием "самостоятельная работа" можно понять смысл определенного обучающего задания, но иногда понимается и как деятельность. Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по стопам ее заранее проделанной работе, заинтересовавших детей. Педагог, в досуговое, в специально предоставленное для этого время предоставляет им яркие атрибуты, игрушки, дидактический материал, чтоб вовлечь их в самостоятельную деятельность, с использованием желаемого для усвоения ребенком материала. Эффективность самостоятельной работы и успешность связаны характером и источником знаний, с условиями организации деятельности. Ход сюжетно-дидактических игр во время самостоятельной деятельности должен обогащать и их нравственный опыт. А педагог ежедневно своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к окружающим, побуждать ребенка замечать состояние товарища и проявлять сострадание и милосердие, готовность помочь. Сюжетно-дидактические игры математического содержания требует от детей и привлечения внимания детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиям, интонациям голоса. Воспитатель в ходе игр специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи.
Педагогу не следует при первых же неудачах протянуть руку помощи, целесообразнее побуждать его к самостоятельному решению. Желательно, для детей этого возраста сначала дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, вынудить его в игровой форме использовать прошлый опыт. Воспитатель, создает условия применения в ходе самостоятельной деятельности сюжетно-дидактические игры математического содержания. Педагог не вмешивается при самостоятельном решении поставленных задач в игре, хотя и незримо нацеливает их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи. Только с поддержкой детской инициативы и творчества, отметкой в детях роста их достижений, вызыванием у них чувства радости и гордости от успешных самостоятельных действий можно добиться заметных успехов.
Для активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей используются сюжетно-дидактические игры математического содержания, направленные на формирование активной позиции детей в образовательном процессе. Развивающая среда ребенка должна способствовать разрешению проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, песком, гальками, увеличительными стеклами и пр.) в ходе игр.
Самостоятельная познавательная деятельность детей может быть простым воспроизведением, и творческим актом. При творческой деятельности ребенок самостоятельно открывает что-то новое для себя. Творческий (продуктивный) и воспроизводящий (репродуктивный) характер самостоятельной деятельности находятся в тесной связи.
Похожие статьи:
История, современное состояние и структура МАДИ
Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) был учрежден постановлением СНК Союза ССР №748 от 13 декабря 1930 года на базе автодорожного факультета Московского института инженеров транспорта и Высшей автодорожной школы ЦУДОРТРАНСа. С 2001года носит название Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) (МАДИ (ГТУ)). Главной задачей университета является ...
Анализ учебников "Русский язык" Рамзаевой
Т.Г., система "Классическая начальная школа"
Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения. Нами была проведена раб ...