Оптимизация самостоятельности школьников

Страница 2

Специальные исследования показывают, что важнейшим психолого-педагогическим моментом, определяющим познавательную активность детей и отношение их к заданиям и занятиям, является та атмосфера, которая сопровождает весь ход занятия, от его начала и до конца. Дружное сотрудничество снимает напряжение у детей, помогает установить с ними тесный контакт, предвидит совместный поиск неизвестного. Используя вопросы, разнообразные ситуации, взрослый направляет поисковую деятельность ребёнка, корректирует её. Тут играет роль всё – мимика, жесты, эмоции. Педагог ведёт детей, но они не должны замечать этого, иначе авторитарное общение возьмёт верх и активность будет проявляться только на репродуктивном уровне (ребёнок будет иметь нестойкий интерес к познанию, легко отвлекаться, повторять всё за образцом, а от самостоятельного поиска отказываться). Воспитатель, как бы удивляясь по поводу чего-то, или размышляя сам с собой, ставит вопросы, а отвечают дети. Зато как радуются они, когда сами находят правильный ответ на то, на что взрослый «не смог» ответить. Но воспитатель должен помнить, что сотрудничество – это не только помощь, но и создание условий для проявления ребёнком самостоятельности, независимости, активности.

И ещё, необходимо знать, что нельзя отрицательно оценивать дошкольника, результаты его деятельности. Ребёнок имеет право на ошибку, т.к. он только учится, и учится на своих ошибках, а не на чужих. Наше задание – выяснить. Установить причины ошибок, чтобы находить возможности их исправления.

Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в его вопросах, Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение. К ним необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка. При этом следует помнить мудрый совет В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Встречный вопрос взрослого: «А как ты думаешь?» - побуждает ребёнка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Проведённые исследования показали, что, задавая вопросы и получая на них ответы, ребёнок анализирует те сложные факты жизни, с какими он встречается. Познавательная активность ребёнка побуждает взрослого разъяснить ему, показывать имеющиеся в жизни зависимости между явлениями.

Удивление – важная способность ребёнка: оно питает его познавательный интерес. Чувство удивления можно вызвать новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствие чего-то предыдущим представлениям ребёнка. Интерес как стимул познавательной деятельности является своеобразным трамплином к познавательной активности, опорой для эмоциональной памяти, стимулом для повышения эмоционального тонуса, способом мобилизации внимания и волевых усилий ребёнка. Необходимо обращать внимание на то, способны ли дети удивляться, находить самостоятельные решения в нестандартных условиях, экспериментируют ли они; вариативны или однообразны их поисковые действия, в какой мере они последовательные, продуктивные, точные, оригинальные. Важно, чтобы о каждом ребёнке можно было сказать, как он себя ведёт, когда у него возникают проблемы, какие эмоциональные, словесные, поведенческие реакции типичны для него. Зная это, можно подобрать эффективные способы и приёмы педагогического влияния. К примеру, можно ненавязчиво создать в группе атмосферу «мозгового штурма», побуждать детей к анализу и оценке выдвинутых идей, стимулировать их фантазию, воображение как творческую деятельность, что строится на комбинированных способностях вызывать познавательный интерес. Последний превращается в наклонность, стаёт собственностью ребёнка, если он получает наслаждение от поиска, разрешения проблем, преодоления препятствий. У него активизируется интеллектуальная деятельность. Она проявляет наклонность к экспериментированию, стремится к успеху.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития «высших компетентностей»
Современный анализ метода проектов, с нашей точки зрения, не может обойти концепцию «высших компетентностей» Дж. Равена и его анализ передовой педагогической практики. К сожалению, основные педагогически ориентированные работы Равена не переведены на русский язык, однако мы уже «имеем под рукой» две его книги. Дадим слово самому автору при кратком изложении его одной из основных педагогических ра ...

Понятие педагогического конфликта
Слово конфликт означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие спор, грозящий осложнениями. Впервые теорию конфликтов разработал Г. Гегель, естественно, с точки зрения философии. В психологии под конфликтами понимают одновременное действие противоположных тенденций, мотивов и интересов. Одни из них обусловлены социально-экономическими противоречиями, сис ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru