Выявление уровня развития самостоятельности детей

Страница 1

В предыдущей главе были рассмотрены теории развития познавательной активности у детей школьного возраста. Для проверки эффективности разработанного комплекса был проведён педагогический эксперимент.

Для осуществления экспериментальной работы я перед собой поставила ряд задач:

1. Выявить у детей наличие познавательных интересов, их содержание и направленность.

2. Изучить некоторые особенности самостоятельности школьников по показателям: умение принять условие задачи, умение планировать последующее решение, умение оперировать знаниями в новых условиях.

Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что познавательная активность- самостоятельность имеет отчётливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить о её содержании и характере её организации: чем заинтересован ребёнок, какова интенсивность его стремлений к знакомству-с определёнными явлениями. О познавательной активности можно судить по 4 показателям:

1. Внимание и особый интерес к предмету.

2. Эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, озабоченность и др.).

3. Действия, направленные на лучшее распознавание устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследования. Но особенно важно количество действий и, прежде всего их разнообразие.

4. Постоянное стремление к новому предмету, даже тогда, когда его нет.

Уже по тому, как ребёнок организует процесс своего знакомства с окружающим, можно судить о его готовности преодолевать трудности и препятствия на пути к познанию сути предмета. Поэтому разные уровни самоорганизации, активности можно увидеть в поведении ребёнка в новой и трудной для него познавательной ситуации.

Констатирующий эксперимент проводился на базе школы №45 г. Набережные Челны с 9.11 по 12.11.

За экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети 1 «А» и «Б» класса, приблизительно равные по уровню развития и уровню педагогического мастерства воспитателей, в количестве 22 человека.

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей уровня развития познавательной активности у детей.

Для констатирующего эксперимента я подобрала следующие задания:

- блоки контрольно – ориентировочных тестов (КОРТ), методика Е. Брежневой;

- проблемные ситуации;

- познавательные задачи.

Согласно работе Е. Брежневой познавательная активность состоит из 3-х компонентов: эмоционального (отображение характера интересов ребёнка, его реакции на математические ситуации, жажда к математическим знаниям); познавательного (такого, что характеризует качество математических знаний, умений и навыков); волевого (развитие настойчивости, трудолюбия).

Детей я тестировала индивидуально. Обобщение данных каждого компонента познавательной активности позволяло определить уровень сформированности этого качества.

Блок заданий эмоционального компонента

позволяет узнать, как ребёнок относится к математике, игре, быту.

Задание № 1

Ребёнку предлагается подборка сюжетных картинок с изображением разных ситуаций, связанных с детской деятельностью (игровая, бытовая, математическая). Ребёнок должен выбрать ту, что ему нравится и ответить на вопросы.

Задание № 2

Ребёнку предлагается игровая ситуация, в которой он должен объяснить свой интерес к математике.

Задание № 3

Имеет характер игры: нужно собрать цветок из лепестков, на которых изображены предметы и математические символы. Цветок нужно определить по общим признакам (на лепестках ещё изображены транспорт, одежда, животные, растения).

Блок КОРТ на определение познавательного компонента.

Задание №1

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Организация и методика исследования особенностей художественно-творческих способностей у детей
Эмпирическое исследование было организовано на базе общеобразовательной школы г. Красноярска для глухих детей с детьми младшего школьного возраста 7 – 10 лет в количестве 31 человека. Из них 18 девочек и 11 мальчиков. Цель исследования – выявить особенности творческого развития у глухих детей младшего школьного возраста. Исследование мы проводили в соответствии с этическими принципами и правилами ...

Значение творческих способностей для развития младшего школьника
Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru