Использование информационных технологий в учебном процессе

Страница 3

Следуя этой терминологии, можно определить информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО. Эффективность применения ИТО – это изменения в развитии, обученности и воспитанности учащегося, происшедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время.

Прогресс развития аппаратных инструментальных программных средств ИТО предоставляет хорошие технические возможности для реализации различных дидактических идеи. Однако, как показывает анализ отечественных и зарубежных компьютерных систем учебного назначения, многие из них по своим дидактическим характеристикам нельзя назвать даже удовлетворительными, дело в том, что уровень качества «мягкого» продукта учебного назначения закладывается на этапе его проектирования при подготовке учебного материала для наполнения баз данных АОС и электронных учебников, при создании сценариев учебной работы с компьютерными системами моделирующего типа при разработке задач и упражнений. К сожалению, методические аспекты ИТО не поспевают за развитием технических средств. Да это и не удивительно, поскольку в методическом плане ИТО интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика, причем психолого-педагогический базис является определяющим в этой интеграции. Именно отставание в разработке психолого-педагогических проблем, «нетехнологичность» имеющихся разработок считают одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями ИТО.

Разработка средств ИТО для поддержки профессионального образования осложняется еще и необходимостью хорошо знать содержание предметной области и учитывать присущую ей специфику обучения.

ИТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.

Таким образом, накопленный опыт применения информационных технологий в учебном процессе в различных вариантах позволяет говорить об определенных преимуществах подобных форм организации учебного процесса в образовательных областях: гуманитарной, технической, естественно-научной на семинарах, лекциях, лабораторных и практических занятиях:

– возрастает возможность качественно подготовить учебный материал;

– становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы студентов;

– возрастает интенсивность учебного процесса;

– у студентов появляется дополнительная мотивация к познавательной деятельности;

– доступность учебных материалов в любое время, независимо от местоположения, при наличии сетей;

– возможность самоконтроля степени усвоения материала по каждой теме неограниченное количество раз.

– возрастает возможность наглядности в динамической форме и индивидуальном режиме изучения;

– появляется возможность моделирования и исследование процессов и явлений, ускорение обработки данных.

Следует учесть и недостатки, заключающиеся в:

– формировании жесткости мышления;

– подмене эмоционального восприятия мира рациональным, сугубо логическим подходом к реальности;

– влиянии на зрение;

– отсутствие возможности отследить выполнение работ при дистанционном образовании;

– развитии новой зависимости человека – технико-машинной зависимости;

– том, что современное общество становится беспрецедентно подвижным, лишенным прочных отношений и основ лишенным прочных отношений и основ;

– происходящем смешении всех традиционных категорий, ценностей, что, в конечном счете, дезориентирует человека и подчиняет его действию необщественных, нечеловеческих сил и обстоятельств;

– опасности подмены реальности виртуальной реальностью;

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Невербальные средства общения
Невербальные средства общения изучают следующие науки: · кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт); · просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса); · токесика (тактильные взаимодействия); · проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения). Большинство исследователей ра ...

Практические рекомендации родителям по развитию просодического компонента речи детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР
В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания детей с замедленным психическим развитием выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в частности, в методике коррекционного обучения. - Причины нарушения просодического компонента речи могут быть вызваны артикуляционным нарушением. Необходимо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru