Определяющим фактором эффективности ИТ является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий со студентами. Эта подготовка требует решения конкретных вопросов:
· отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств ИТ;
· прогнозирование возможного воздействия мультимедиа на характер мышления и поведения участников образовательного процесса;
· выбор способов сочетания и интеграции ИТ с традиционными средствами обучения;
· обеспечение соответствующих дидактических условий обучения (формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы).
Нами была разработана методика повышения эффективности проведения занятий средствами ИТ. Она заключается в применении мультимедийных презентаций, использовании мультимедийного учебника, демонстрации видео фрагментов, демонстрации работы программ «вживую», проведении контроля с помощью компьютера.
В традиционном обучении с помощью ИТ возрастает возможность качественно подготовить учебный материал, т.к. преподаватель может разработать занятие в удобных для него условиях, например, дома с использованием компьютера. В этом случае качество подготовки материала возрастает, так как у преподавателя есть возможность использовать множество информационных источников, поиск информации в которых в разы быстрее, чем при использовании бумажной литературы.
Применяя информационные технологии становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы студентов. Преподаватель может разработать учебно-методический комплекс, используя который студенты могут самостоятельно изучать материал, готовиться к занятиям.
Рост уровня интенсивности учебного процесса обусловлен меньшими затратами времени на написание текста на доске, а также включением визуального канала восприятия у учащихся.
Не смотря на проведение занятия с использованием традиционной технологии, у студентов появляется дополнительная мотивация к учебной деятельности, т.к. ИТ помогают осуществить показ таких процессов, которые в обычных условиях нельзя продемонстрировать (химические реакции, различные процессы и т.д.), это можно осуществить показом видео-приложений и фотографий.
Доступность учебных материалов для преподавателя заключается в том, что при подготовке занятий можно пользоваться любыми информационными источниками, такими как интернет или другие компьютерные сети. Для студента это удобно тем, что помимо пользования различными сетями и интернетом, существует возможность взять у преподавателя его лекции в электронном виде, что значительно снизит трудозатраты, например, при подготовке к экзаменам.
У студентов появляется возможность проведения самоконтроля по каждой теме неограниченное количество раз, такая возможность появляется в связи с тем, что в интернете существует огромное количество контрольных материалов. И используя компьютер можно неограниченное количество раз проходить тестовый контроль.
Возрастает возможность наглядности в динамической форме и индивидуальном режиме изучения, используя ИТ это возможно за счет показа не только статических картинок, но и динамического видео. При индивидуальном режиме работы студент может изменять темп подачи информации и возвращаться к интересующим его моментам.
Рассмотрим возможности повышения эффективности проведения занятия средствами ИТ на примере лекции по информатике на тему «Операционная система: назначение и основные функции». Для этого проанализируем лекцию по программированию в традиционной технологии, проведенную без использования ИТ, и затем в той же технологии с применением информационных технологий.
Ход лекции в традиционном варианте.
1. Приветствие. Организационные моменты.
2. Оглашение темы лекции. (Запись на меловой доске).
3. Краткое введение «Что такое операционная система?». (Устный рассказ)
4. Сравнение ОС Windows и MS DOS. (Рисуем на доске сравнительную таблицу)
5. Знакомство с окном Windows и MS DOS. (Рисуем на доске примерный план окна)
6. Знакомство с интерфейсом. (Рисуем на доске примерный план интерфейса операционных систем)
7. Знакомство с возможностями систем. (Устный рассказ)
8. Подведение итогов
Ход лекции |
Использование ИТ |
Эффективность |
1. Приветствие. Организационные моменты. | ||
2. Оглашение темы лекции. |
Демонстрация слайда с помощью проектора |
Наглядность, интенсификация |
3. Краткое введение «Что такое операционная система?» |
Постепенная смена слайдов |
Эмоциональное воздействие, наглядность, системность восприятия |
4. Сравнение ОС Windows и MS DOS. |
Электронная таблица |
Наглядность, интенсификация, упрощение восприятия, доступность, систематичность и последовательность |
5. Знакомство с окном Windows и MS DOS. |
Графическое изображение окон программ |
Наглядность, упрощение восприятия, повышение мотивации, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов |
6. Знакомство с интерфейсом. |
Видео демонстрация интерфейса ОС Windows и MS DOS. |
Наглядность, упрощение восприятия, повышение мотивации, прочность усвоения результатов, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов |
7. Знакомство с возможностями систем. |
Наглядная демонстрация возможностей операционных систем |
Наглядность, упрощение восприятия, повышение мотивации, прочность усвоения результатов, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов |
8. Подведение итогов |
Слайд с видеодемонстрацией |
Систематизация, прочность усвоения результатов, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, учебный эксперимент с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента |
Похожие статьи:
История взаимодействия ДОУ с семьей
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Однако характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений. В классовом эксплуататорском обществе в семье складывались неравноправные взаимоотношения. Общество в своих интересах насаждало, как правило, деспотию от ...
Приемы логопедического массажа
Среди основных выделяют: 1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное. 2. Растирание. 3. Разминание. 4. Вибрация и поколачивание. 5. Плотное нажатие. Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, размин ...