Разработка методики повышения эффективности проведения занятий с использованием ИТ на примере дисциплины «Информатика»

Новая педагогика » Разработка методики повышения эффективности проведения занятий с использованием информационных технологий » Разработка методики повышения эффективности проведения занятий с использованием ИТ на примере дисциплины «Информатика»

Страница 1

Определяющим фактором эффективности ИТ является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий со студентами. Эта подготовка требует решения конкретных вопросов:

· отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств ИТ;

· прогнозирование возможного воздействия мультимедиа на характер мышления и поведения участников образовательного процесса;

· выбор способов сочетания и интеграции ИТ с традиционными средствами обучения;

· обеспечение соответствующих дидактических условий обучения (формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы).

Нами была разработана методика повышения эффективности проведения занятий средствами ИТ. Она заключается в применении мультимедийных презентаций, использовании мультимедийного учебника, демонстрации видео фрагментов, демонстрации работы программ «вживую», проведении контроля с помощью компьютера.

В традиционном обучении с помощью ИТ возрастает возможность качественно подготовить учебный материал, т.к. преподаватель может разработать занятие в удобных для него условиях, например, дома с использованием компьютера. В этом случае качество подготовки материала возрастает, так как у преподавателя есть возможность использовать множество информационных источников, поиск информации в которых в разы быстрее, чем при использовании бумажной литературы.

Применяя информационные технологии становится возможной принципиально новая организация самостоятельной работы студентов. Преподаватель может разработать учебно-методический комплекс, используя который студенты могут самостоятельно изучать материал, готовиться к занятиям.

Рост уровня интенсивности учебного процесса обусловлен меньшими затратами времени на написание текста на доске, а также включением визуального канала восприятия у учащихся.

Не смотря на проведение занятия с использованием традиционной технологии, у студентов появляется дополнительная мотивация к учебной деятельности, т.к. ИТ помогают осуществить показ таких процессов, которые в обычных условиях нельзя продемонстрировать (химические реакции, различные процессы и т.д.), это можно осуществить показом видео-приложений и фотографий.

Доступность учебных материалов для преподавателя заключается в том, что при подготовке занятий можно пользоваться любыми информационными источниками, такими как интернет или другие компьютерные сети. Для студента это удобно тем, что помимо пользования различными сетями и интернетом, существует возможность взять у преподавателя его лекции в электронном виде, что значительно снизит трудозатраты, например, при подготовке к экзаменам.

У студентов появляется возможность проведения самоконтроля по каждой теме неограниченное количество раз, такая возможность появляется в связи с тем, что в интернете существует огромное количество контрольных материалов. И используя компьютер можно неограниченное количество раз проходить тестовый контроль.

Возрастает возможность наглядности в динамической форме и индивидуальном режиме изучения, используя ИТ это возможно за счет показа не только статических картинок, но и динамического видео. При индивидуальном режиме работы студент может изменять темп подачи информации и возвращаться к интересующим его моментам.

Рассмотрим возможности повышения эффективности проведения занятия средствами ИТ на примере лекции по информатике на тему «Операционная система: назначение и основные функции». Для этого проанализируем лекцию по программированию в традиционной технологии, проведенную без использования ИТ, и затем в той же технологии с применением информационных технологий.

Ход лекции в традиционном варианте.

1. Приветствие. Организационные моменты.

2. Оглашение темы лекции. (Запись на меловой доске).

3. Краткое введение «Что такое операционная система?». (Устный рассказ)

4. Сравнение ОС Windows и MS DOS. (Рисуем на доске сравнительную таблицу)

5. Знакомство с окном Windows и MS DOS. (Рисуем на доске примерный план окна)

6. Знакомство с интерфейсом. (Рисуем на доске примерный план интерфейса операционных систем)

7. Знакомство с возможностями систем. (Устный рассказ)

8. Подведение итогов

Ход лекции

Использование ИТ

Эффективность

1. Приветствие. Организационные моменты.

2. Оглашение темы лекции.

Демонстрация слайда с помощью проектора

Наглядность, интенсификация

3. Краткое введение «Что такое операционная система?»

Постепенная смена слайдов

Эмоциональное воздействие, наглядность, системность восприятия

4. Сравнение ОС Windows и MS DOS.

Электронная таблица

Наглядность, интенсификация, упрощение восприятия, доступность, систематичность и последовательность

5. Знакомство с окном Windows и MS DOS.

Графическое изображение окон программ

Наглядность, упрощение восприятия, повышение мотивации, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов

6. Знакомство с интерфейсом.

Видео демонстрация интерфейса ОС Windows и MS DOS.

Наглядность, упрощение восприятия, повышение мотивации, прочность усвоения результатов, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов

7. Знакомство с возможностями систем.

Наглядная демонстрация возможностей операционных систем

Наглядность, упрощение восприятия, повышение мотивации, прочность усвоения результатов, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов

8. Подведение итогов

Слайд с видеодемонстрацией

Систематизация, прочность усвоения результатов, компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, учебный эксперимент с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Педагогическая этика
Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность, глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины – вот далеко не полный перечень качеств педагога, наделенного правом не только передавать знания ...

Использование компьютера на уроках
В настоящее время во всех школах идет раннее обучение иностранному языку. И порой недостаточно использовать традиционные средства обучения, такие как учебник, картинки и тому подобное. Поэтому все чаще учителя иностранных языков стали использовать на своих уроках компьютер. Основной причиной использования компьютерных программ можно считать то, что часто на уроках иностранного языка процесс вовле ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru