Гуманизация образования сегодня

Новая педагогика » Роль гуманизации в воспитании » Гуманизация образования сегодня

Страница 1

В наиболее общем виде под гуманизацией образования сегодня понимают «процесс развития системы образования с целью придания ему человеческой направленности, то есть ориентированности на реализацию человеческих интересов и ценностей».

Вследствие этого гуманизация рассматривается в системе современных педагогических принципов в качестве наиважнейшего исходного теоретического положения, определяющего требования к личности и деятельности и указывающего на личностную направленность педагогического процесса.

Соответственно, целью такого процесса, то есть предполагаемым возможным и желаемым результатом его, является сформированность гуманности как важнейшего личностного качества у всех участников процесса, в первую очередь, у учащихся, если речь идет о школьном образовании и воспитании.

Гуманность в самом общем виде понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. В расширительном же толковании гуманистическое воспитание современные исследователи предлагают рассматривать как синоним воспитания нравственного, определяющего не только область сознания, но и области ценностные, нормативные и продуктивные, то есть сферу человеческих отношений, общения и деятельности.

Основы человеческой нравственности закладываются с самого раннего возраста, прежде всего в семье, затем в других сферах социализации личности ребенка: детских дошкольных учреждениях, объединениях сверстников по месту жительства, учреждениях дополнительного образования. Но главную роль в этом процессе, несомненно, играет школа, как центр воспитательной работы, интегрирующий все целенаправленные и «фильтрующий» стихийные воздействия на растущего человека.

Гуманность как целостное качество, в единстве его когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик, представляет собой достаточно сложное личностное образование. Тем не менее к периоду обучения в начальной школе ребенок достаточно развит для того, чтобы обобщать полученные ранее единичные конкретные представления в понятия. Создаются условия для формирования нравственных ценностей, причем с опорой на определенный чувственный опыт. Поэтому мы считаем целесообразным начинать систематическую диагностико-формирующую работу по воспитанию гуманности именно в младшем школьном возрасте.

В плане общего, внепредметного или междисциплинарного рассмотрения гуманизм отождествляется с гуманностью и понимается как «человечность в общественной деятельности, в отношении к людям».

Гуманизация вызывает к жизни ценностную ориентацию «человек – высшая ценность». Она, как правило, принимается гуманистами в качестве аксиомы. Это действительно аксиома в том смысле, что человечество выстрадало идею высшей ценности человека, пришло к ней через горький опыт многих поколений, осознав, что человек – это не просто одна из ценностей, а ценность особая, созидающая материальные и духовные ценности. Данная ценностная ориентация характеризует содержание мотивов поведения, задает нормативную определенность таким социально-нравственным ценностям, которые в своей совокупности выражают и представляют гуманизм.

Инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют изменения сложившихся взглядов на человека как персонифицированную функцию. Несоответствующей гуманистическим тенденциям общественного развития оказалась не только отечественная, но и мировая система образования. В ней также доминируют технократические и утилитарные подходы, для которых чужды категории нравственности, гуманизма, культуры, духовности.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта
В данном параграфе необходимо обратиться к понятию "интеллект", к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта. Интеллект (от латинского слова intellektus - разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как "относительная устойчивая структура умственных способностей индивида". Нарушение инт ...

Сущность понятия «самостоятельность»
Познавательная активность как условие дальнейшего успешного обучения. Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности. Феномен познавательно ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru