Коммуникативные структуры в научном сообществе

Страница 1

В предыдущей лекции уже упоминалась такая форма научной коммуникации, сыгравшая огромную историческую роль в развитии науки, как переписка ученых. Непосредственно личные контакты играли меньшую роль.

Сейчас в науке личные контакты играют достаточно большую роль. Крупные научные центры одновременно являются и центрами обучения и общения ученых.

Роль личного общения не только и не столько в том, что оно позволяет поучить более подробную, достоверную и "горячую" информацию. Главное, что появляется возможность обсудить те еще неясные, смутные проблемы и соображения, которые почти никогда не выносятся на страницы журнальных статей, а также в том, что у участников встреч действительно появляется ощущение реальной принадлежности к единому мировому научному братству. Вы совершенно иначе будете оценивать лежащие перед вами научные материалы, когда будете видеть за ними реального человека, с которым вы общались и обсуждали проблему.

Именно в этом главная функция многочисленных научных конференций и симпозиумов, а не в том, чтобы только выслушать научные доклады друг друга, которые, в конце концов, всегда в более отшлифованном виде можно будет извлечь из периодической литературы, или получить самые свежие новости.

Интернет фактически изменил лицо науки. Она действительно стала глобальным явлением. Возросшие возможности передвижения и новые средства электронной коммуникации изменили наши представления об обществе. Для большинства ученных их реальными коллегами стали все ученые и инженеры, работающие в данной конкретной области по всему миру. Мгновенный обмен данными и сообщениями превратил мировую науку в один динамичный живой организм. Кстати, стоит напомнить, что первоначально Интернет возник и оформился именно как чисто научная сеть, призванная обеспечить быстрый обмен потоками научных данных между ведущими центрами США.

Развитие информационных технологий, естественно, отразилось и на системе научно-информационных коммуникаций. Мы уже отмечали (лекция Х) появление электронных версий большинства научных журналов и развитие системы электронных библиотек. Однако сейчас наметилась тенденция возникновения чисто электронных средств научной коммуникации, не имеющих печатных дубликатов, так называемых "онлайновых" журналов. Число их быстро увеличивается, и не исключено, что в ближайшем будущем они серьезно потеснят, а может быть, и вытеснят привычные для нас традиционные печатные издания. Их издатели ищут пути преодоления осторожного отношения авторов и читателей к новым формам и способы поощрения к участию в новых журналах.

Важнейшая функция коммуникационных сетей — получение свежей информации. Специалист, стремящийся быть на уровне требований научно-технического прогресса, должен систематически тратить не менее 25 % своего времени на ознакомление с научно-технической информацией.

Развитие сети телекоммуникаций, резкий рост стоимости печатных периодических изданий и рост популярности электронных версий ведущих научных журналов кардинально меняет роль научных библиотек. Повышается значение электронных архивов, причем содержащих первичную научную информацию, доступную для целей изучения и обучения. Некоторые работники университетских библиотек видят их будущее в архивировании нереферированной первичной информации, создаваемой авторами, и их свободном представлении всем желающим. Коммерческие компании, научные сообщества и другие организации могут создавать механизмы для рецензирования и реферирования этого массива информации для предоставления пользователям за плату. Пользователи будут определять, какая информация им необходима в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Бесконечный кластер при протекании
Как растет масса, или число узлов, М(L) наибольшего кластера с увеличением характерного размера L решетки? При р>рс мы ожидаем, что m(L)≈pn(p) L2, где правая часть при L→∞ стремится к Р∞(р)L2, а Р∞(р) есть просто плотность узлов, принадлежащих перколяционному кластеру. В то же время при р<рс мы ожидаем, что т(L)/L2→ 0 при L→∞, так как Р∞ ...

Тексты для чтения на начальном этапе обучения
В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого нужно сформулировать требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам, а значит, и принципы их отбора. Учебные тексты могут быть разной длины, от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те, и другие важны и имеют пра ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru