Коммуникативные структуры в научном сообществе

Страница 1

В предыдущей лекции уже упоминалась такая форма научной коммуникации, сыгравшая огромную историческую роль в развитии науки, как переписка ученых. Непосредственно личные контакты играли меньшую роль.

Сейчас в науке личные контакты играют достаточно большую роль. Крупные научные центры одновременно являются и центрами обучения и общения ученых.

Роль личного общения не только и не столько в том, что оно позволяет поучить более подробную, достоверную и "горячую" информацию. Главное, что появляется возможность обсудить те еще неясные, смутные проблемы и соображения, которые почти никогда не выносятся на страницы журнальных статей, а также в том, что у участников встреч действительно появляется ощущение реальной принадлежности к единому мировому научному братству. Вы совершенно иначе будете оценивать лежащие перед вами научные материалы, когда будете видеть за ними реального человека, с которым вы общались и обсуждали проблему.

Именно в этом главная функция многочисленных научных конференций и симпозиумов, а не в том, чтобы только выслушать научные доклады друг друга, которые, в конце концов, всегда в более отшлифованном виде можно будет извлечь из периодической литературы, или получить самые свежие новости.

Интернет фактически изменил лицо науки. Она действительно стала глобальным явлением. Возросшие возможности передвижения и новые средства электронной коммуникации изменили наши представления об обществе. Для большинства ученных их реальными коллегами стали все ученые и инженеры, работающие в данной конкретной области по всему миру. Мгновенный обмен данными и сообщениями превратил мировую науку в один динамичный живой организм. Кстати, стоит напомнить, что первоначально Интернет возник и оформился именно как чисто научная сеть, призванная обеспечить быстрый обмен потоками научных данных между ведущими центрами США.

Развитие информационных технологий, естественно, отразилось и на системе научно-информационных коммуникаций. Мы уже отмечали (лекция Х) появление электронных версий большинства научных журналов и развитие системы электронных библиотек. Однако сейчас наметилась тенденция возникновения чисто электронных средств научной коммуникации, не имеющих печатных дубликатов, так называемых "онлайновых" журналов. Число их быстро увеличивается, и не исключено, что в ближайшем будущем они серьезно потеснят, а может быть, и вытеснят привычные для нас традиционные печатные издания. Их издатели ищут пути преодоления осторожного отношения авторов и читателей к новым формам и способы поощрения к участию в новых журналах.

Важнейшая функция коммуникационных сетей — получение свежей информации. Специалист, стремящийся быть на уровне требований научно-технического прогресса, должен систематически тратить не менее 25 % своего времени на ознакомление с научно-технической информацией.

Развитие сети телекоммуникаций, резкий рост стоимости печатных периодических изданий и рост популярности электронных версий ведущих научных журналов кардинально меняет роль научных библиотек. Повышается значение электронных архивов, причем содержащих первичную научную информацию, доступную для целей изучения и обучения. Некоторые работники университетских библиотек видят их будущее в архивировании нереферированной первичной информации, создаваемой авторами, и их свободном представлении всем желающим. Коммерческие компании, научные сообщества и другие организации могут создавать механизмы для рецензирования и реферирования этого массива информации для предоставления пользователям за плату. Пользователи будут определять, какая информация им необходима в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Цели и задачи РО в системе В. Д. Эльконина – В.В. Давыдова
В настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения, на первый план которого все более отчетливо выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей. Концепция модернизации российского о ...

Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся
Формирование лексического навыка предполагает овладение обучаемым правилами соотнесения конкретной лексической единицы с другими лексическими единицами в лексической группе, овладение навыками выбора и употребления лексики, а также смысловым восприятием лексической единицы в тексте. На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru