Физическая культура в системе воспитательной деятельности

Страница 1

Физическая культура выполняет общекультурные социальные функции: воспитательную, образовательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, экономическую (М.Я.Виленский, Ю.А.Лебедев, Л.И. Лубышева Л.П.Матвеев, В.И.Пономарев). Практики и теоретики физической культуры утверждают тот факт, что занятия физическими упражнениями и спортом создают возможности для воспитания воли, честности, смелости, трудовых навыков, развивают гуманистические убеждения, формируют социально-ценные качества. Сформированность физической культуры определяется как устойчивое качество личности (В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, Л.И. Лубышева, В.И.Столяров).

В сферах физической культуры и спорта современного мира, предполагается наличие двух уровней: социального и личностного (Ю.А.Лебедев, Л.И.Лубышева). К общественным ценностям физической культуры относятся информационные ценности, ценности культуры движений, ценности физкультурно-педагогических технологий, социальные физкультурные потребности.

Информационные ценности характеризуются знаниями, имеющими отношение к физкультурной деятельности. Ценности культуры движений это лучшие образцы техники двигательных действий, сформированные в процессе занятий физической культурой и спортом. Под ценностями физкультурно-педагогических технологий понимаются методики тренировок, руководства, рекомендации. Ценности социальных физкультурных потребностей отражают сформированность позитивного общественного мнения, признание необходимости формирования физической культуры в обществе, мобилизационные установки на реализацию системы формирования физической культуры личности.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в этой сфере деятельности, культурой двигательных действий (умениями, навыками), устойчивой ориентацией на физкультурно-спортивную активность и мерой ее реализации.

Систему физического и спортивного воспитания можно представить как совокупность идей, методов, способов, структурно организованных по единым принципам с целью реализации определенных идей в сфере физического воспитания и спорта (Ю.А.Лебедев, Л.И. Лубышева). Целью физического воспитания, по словам Л.П.Матвеева, является формирование необходимого физического потенциала человека, посредством развития двигательных способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность. Реализация такой цели должна обеспечить подготовленность членов общества к результативной деятельности во всех ее проявлениях и видах.

В процессе реализации цели решается комплекс конкретных задач, которые можно дифференцировать на специальные и общепедагогические. К специальным относятся задачи по оптимизации физического потенциала человека, т.е. формирование физкультурных знаний и способов двигательной деятельности, а также развитие физических качеств. Общепедагогические задачи связаны с формированием личности человека в процессе занятий физической культурой и спортом, т.е. формированием нравственных и духовных качеств.

Одним из основных компонентов в системе образовательной и воспитательной деятельности является метод. В энциклопедическом словаре понятие "метод" определяется как способ достижения цели, способ действия; путь достижения заданной цели воспитания [И.П.Подласый, С.А.Смирнов, 2003], способ взаимодействия педагога и учащихся, в процессе которого происходят изменения в развитии качеств личности [(М.И.Рожков, ].

Выбор метода зависит от конкретных особенностей ребенка и его "социальной ситуации развития" (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, Смирнов С.А.). Он определяется личными, профессиональными особенностями воспитателя, системой взаимоотношений в процессе общения [В.М.Бим-Бад, В.П.Зинченко, А.Г.Ковалев, Г.Ф.Кумарина, А.В. Мудрик]/

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

История взаимодействия ДОУ с семьей
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. Однако характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни общества, общественных отношений. В классовом эксплуататорском обществе в семье складывались неравноправные взаимоотношения. Общество в своих интересах насаждало, как правило, деспотию от ...

Функции педагогической деятельности и требования к личности педагога, вытекающие из них
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: · адаптивную; · гуманистическую («человекообразующую»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая– с развитием его личности и творческой индивид ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru