Физическая культура в системе воспитательной деятельности

Страница 1

Физическая культура выполняет общекультурные социальные функции: воспитательную, образовательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, экономическую (М.Я.Виленский, Ю.А.Лебедев, Л.И. Лубышева Л.П.Матвеев, В.И.Пономарев). Практики и теоретики физической культуры утверждают тот факт, что занятия физическими упражнениями и спортом создают возможности для воспитания воли, честности, смелости, трудовых навыков, развивают гуманистические убеждения, формируют социально-ценные качества. Сформированность физической культуры определяется как устойчивое качество личности (В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, Л.И. Лубышева, В.И.Столяров).

В сферах физической культуры и спорта современного мира, предполагается наличие двух уровней: социального и личностного (Ю.А.Лебедев, Л.И.Лубышева). К общественным ценностям физической культуры относятся информационные ценности, ценности культуры движений, ценности физкультурно-педагогических технологий, социальные физкультурные потребности.

Информационные ценности характеризуются знаниями, имеющими отношение к физкультурной деятельности. Ценности культуры движений это лучшие образцы техники двигательных действий, сформированные в процессе занятий физической культурой и спортом. Под ценностями физкультурно-педагогических технологий понимаются методики тренировок, руководства, рекомендации. Ценности социальных физкультурных потребностей отражают сформированность позитивного общественного мнения, признание необходимости формирования физической культуры в обществе, мобилизационные установки на реализацию системы формирования физической культуры личности.

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в этой сфере деятельности, культурой двигательных действий (умениями, навыками), устойчивой ориентацией на физкультурно-спортивную активность и мерой ее реализации.

Систему физического и спортивного воспитания можно представить как совокупность идей, методов, способов, структурно организованных по единым принципам с целью реализации определенных идей в сфере физического воспитания и спорта (Ю.А.Лебедев, Л.И. Лубышева). Целью физического воспитания, по словам Л.П.Матвеева, является формирование необходимого физического потенциала человека, посредством развития двигательных способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность. Реализация такой цели должна обеспечить подготовленность членов общества к результативной деятельности во всех ее проявлениях и видах.

В процессе реализации цели решается комплекс конкретных задач, которые можно дифференцировать на специальные и общепедагогические. К специальным относятся задачи по оптимизации физического потенциала человека, т.е. формирование физкультурных знаний и способов двигательной деятельности, а также развитие физических качеств. Общепедагогические задачи связаны с формированием личности человека в процессе занятий физической культурой и спортом, т.е. формированием нравственных и духовных качеств.

Одним из основных компонентов в системе образовательной и воспитательной деятельности является метод. В энциклопедическом словаре понятие "метод" определяется как способ достижения цели, способ действия; путь достижения заданной цели воспитания [И.П.Подласый, С.А.Смирнов, 2003], способ взаимодействия педагога и учащихся, в процессе которого происходят изменения в развитии качеств личности [(М.И.Рожков, ].

Выбор метода зависит от конкретных особенностей ребенка и его "социальной ситуации развития" (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, Смирнов С.А.). Он определяется личными, профессиональными особенностями воспитателя, системой взаимоотношений в процессе общения [В.М.Бим-Бад, В.П.Зинченко, А.Г.Ковалев, Г.Ф.Кумарина, А.В. Мудрик]/

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Техническая конференция
Во внеклассной работе по технологии уделяется внимание такой форме проведения массового внеклассного мероприятия как техническая конференция. Конференция - форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы. Цель проведения технической конференции в школе – популяризация новейших достижений техники, производс ...

Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского Творчества является структурным подразделением общей образовательной системы г. Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности, эстетического воспитания, профориентации школьников. Сейчас Центр детского творчества – это 14 хоровых групп, в которых занимается около 500 детей от ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru