Физическая культура в системе воспитательной деятельности

Страница 4

Важным условием воспитания являются взаимоотношения, которые складываются между тренером и спортсменами. От тренера, учителя во многом зависит формирование личности учащихся. Критерии педагогического мастерства складываются из совокупности деловых, личных качеств учителя, тренера. Обязательные деловые качества [Ж.К.Холодов]: понимание основ воспитания, умение обучать, воспитывать, организовывать, находить индивидуальный подход, умение прогнозировать.

Личностные качества педагога, такие как: творческая активность, трудолюбие, гибкость ума, честность, выдержанность, требовательность, культура, имеют огромное значение в работе с трудными подростками. Они создают предпосылки, способствующими успешной работе и проявляются в любви к детям, в вере в положительные изменения их личности; в умении владеть собой в сложных ситуациях; в увлеченности профессией; в оптимизме и творческом характере мышления.

В процессе тренировочных занятий успешно формируются: сознательность, дисциплинированность, честность, ответственность, взаимопомощь; смелость, решительность, инициативность [Д.И.Оббариус, В.П.Воронова, В.В.Белорусова]. У занимающихся в процессе занятий физической культурой вырабатываются физическая работоспособность, целеустремленность, выдержка, самообладание, самостоятельность, трудолюбие, уважение к другим, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Таким образом, можно констатировать эффективные возможности физической культуры и спорта в коррекции девиаций несовершеннолетних. В структуре потребностей трудных подростков занятия физическими упражнениями занимают ведущее место (А.С. Куц, Ц.И.Рожковский, Т.Н.Краснобаева, 1996; Г.П.Медведева, 1990; В.В.Коньков, 1991). В связи с этим, важно использовать физическую культуру и спорт для коррекции асоциального поведения подростков, вовлечения в сферу социально-полезной деятельности (Н.И Дурманов, 1986). (Заключение)

Проведенные научные исследования В.И.Столярова, М.Е.Кутепова, М.А.Арвисто показывают высокую результативность физической культуры как действенного средства формирования, развития и социологизации личности. Ее результативность проявляется в социальной адаптации, формировании нравственного поведения, здорового образа жизни девиантных подростков (В.В.Белорусова, П.А.Виноградов, М.Я.Виленский, В.Д.Гончаров, В.И.Жолдак, Зотов Ю.И., М.И.Станкин).

Вопросам профилактики асоциального поведения средствами физической культуры посвящены исследования сотрудников ВНИИФКа, возглавляемого профессором В.А.Кабачковым. Полученные результаты подтвердили эффективность регулярных занятий физической культурой подростков на основе взаимодействия с местными органами управления, общеобразовательными учреждениями, родителями, органами МВД. Доказана необходимость и возможность профилактической работы с трудными учащимися в системе внешкольных учреждений (В.В.Баженов, 1975); в ходе проведения школьных и смешанных занятий (В.Е.Крылова, 1993; А.И.Михеев, 1996, Г.А.Селиванов, 1994).

Изучалось влияние занятий физическими упражнениями на перестройку мотивационной сферы (Ю.И.Зотов, 1973); коррекцию личностных качеств (Т.Н.Краснобаева, 1996; В.И.Сиваков, 1998; О.А.Борисова, 2003); формирование ценностных ориентаций (В.В.Дудоров, 2000; В.И.Ляпкало, 2000; Е.В.Звягина, 2006). Обосновано содержание физического воспитания девиантов в разных звеньях системы физического воспитания РФ с учетом их особенностей, предстоящей трудовой деятельности. Получены положительные результаты в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением при использовании оздоровительных технологий на основе интеграции всех заинтересованных служб (Жуков М.Н., 2005); социально ориентирующих игр в процессе внеурочного физического воспитания (С.В.Якимович, 2003), программы коррекции психофизического состояния в условиях социально-реабилитационного центра, в основу, которой были положены гуманистические идеи проекта "СпАрт" (И.Г.Герасимова, Ф.Р.Зотова, 2008) с.88-89 Теория и практика статья)

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он прояв ...

Домашняя работа как форма организации внеурочной деятельности младших школьников в процессе обучения их решению задач
Исходя из приобретенных экспериментальных результатов и на основе обзора путей образования мотивации, нами была предпринята попытка составления и апробации программы по образованию позитивных мотивов к выполнению домашнего задания, ориентируясь на программу формирующего обучения детей в школе. Цель - увеличить познавательную мотивацию учения при применении в выполнении домашнего задания следующих ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru