Понятие и принципы дифференцированного обучения

Новая педагогика » Формирование мотивации при обучении иностранным языкам » Понятие и принципы дифференцированного обучения

Страница 2

Последняя необходима, чтобы дети были в состоянии заниматься по учебным планам, требующим большего умственного напряжения. В этом случае первостепенным является ориентация не на филологию, а прежде всего на формирование такого контингента, который значительно лучше овладел бы иностранным языком, чем обычный школьник, не способный к длительной и трудной умственной работе. Необходимость в таких классах выросла на фоне низкого уровня преподавания иностранных языков в современной общеобразовательной школе. Прием в такие классы по конкурсу приводит к тому, что такие классы оказываются более гомогенными, в основном из-за отсутствия слабых учеников — они отсеиваются уже при вступительных экзаменах.

Во всемирном масштабе в основном используются два способа дифференциации:

1) на определенной ступени (обычно на старшей) школа разветвляется на отдельные области знаний (например, гуманитарные, физико-технические и естественные потоки);

2) к обязательным предметам добавляются предметы, изучаемые по выбору, или их комплексы. Возможны и разные комбинации этих способов.

Наличие гомогенных классов оказывает большое социальное влияние на установки родителей. У тех, которые сознательно заботятся о всестороннем развитии своих детей, зачастую возникает стремление во что бы то ни стало протолкнуть своего ребенка в более сильный класс. Это нередко сопровождается специальным натаскиванием перед поступлением в школу, в результате чего дети, выросшие в семьях, менее заботящихся о их развитии, из-за более низкой школьной зрелости неизбежно попадают в менее благоприятные для развития условия. Такая система усугубила бы также и различия между сельскими и городскими школами, так как в маленьких сельских школах отсутствуют параллельные классы. И еще одно. может быть, даже наиболее важное соображение: распределение детей по гомогенным классам на основании школьной зрелости фатально предопределяет развитие ребенка именно в тот момент, когда только и должно начаться его целенаправленное умственное развитие.

Л. В. Занков и его сотрудники утверждали, опираясь на результаты изучения индивидуальных вариантов развития ребенка, что возможности развития крайне индивидуальны и что для полноценного развития ребенка необходимо обучение в таком классе, который состоял бы из различных индивидуальностей. Поэтому они считали неправильным собирать детей в гомогенные классы.

Исходя из приведенных выше аргументов, мы полагаем, что создание параллельных гомогенных классов на основании школьной зрелости как система себя не оправдывает.

Против гомогенных классов выдвигаются следующие аргументы: осознание учащимся того, к какому классу он принадлежит, влечет за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся остаются без развивающего влияния сильных учеников. Отрицательной стороной считается также то, что гомогенные классы создаются на основе лишь общих умственных способностей, в результате чего не учитываются различные стороны интеллекта ученика и другие свойства его личности, а также факторы развития.

Наиболее веско против гомогенных классов говорят, однако, те факты, которые добыты в последние десятилетия в ходе исследования интеллектуальной одаренности. Как подробно было показано выше, эти факты ставят под сомнение теорию детерминированности одаренности. Выдвигаются также требования учитывать различные факторы интеллигентности, а не только IQ как суммарный показатель.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Состав самодеятельных объединений и его руководство
В клубных объединениях могут быть представлены все социальные, профессиональные и возрастные группы. Среди участников художественных коллективов преобладают женщины. В возрастном отношении наблюдаются резкие колебания: высокий процент участия в возрасте около 18 лет, резкий спад к двадцати пяти годам и вновь подъем – около пенсионного возраста. Конечно 20 -50 лет самый загруженный возрастной пери ...

Учебно-методический комплекс по системе В. Д. Эльконина –В. В. Давыдова
Система существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова). УМК системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам: - ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru