Значение игры в дошкольном детстве

Страница 1

Одним из заблуждений педагогической практики было то, что ожидание изменений в личностном развитии ребенка прогнозировались только в сторону возникновения положительных качеств и свойств. Вместе с тем, развитие психики - это динамичный противоречивый процесс. В этой связи на определенном этапе развития ребенка закономерно появление негативных проявлений, кризисных состояний. Л.С. Выготский писал о том, что если бы "кризисы в развитии не возникали, то их бы было нужно создавать искусственно. Только через диалектическое отрицание возможно появление нового".

Психические особенности личности, ее духовный облик и нравственные качества дошкольника формируются под определяющим воздействием социальной среды.

К социальным факторам, которые определяют развитие личности, относятся:

1- природная среда (климат, род занятий родителей);

2- социальная среда (семья, родня, близкие знакомые);

3- условия жизни и деятельности ребенка (средства коммуникации);

4- социальный опыт человека;

5- обучение и воспитание, роль которого в психическом развитии личности особая, так как это, "есть сознательный, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности, отвечающих запросам общества";

6- индивидуальная ситуация развития, возникающая потому, что ребенок не только объект, но и субъект обучения и воспитания. Благодаря активности, деятельности и общения, внешним стимулам, целям и задачам, которые ставят взрослые и сам ребенок в обучении и воспитании, внутренним переживаниям, происходит избирательность деятельности, самовоспитания, взаимодействия со средой.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико - моделирующему типу деятельности, в которой операционально-техническая сторона минимальна: сокращены операции, условны предметы. Все виды деятельности дошкольника, считает Д.Б. Эльконин, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер.

Следовательно, основные личностные новообразования ребенка первых семи лет жизни возникают в двух группах их деятельностей: в моделирующих деятельностях (игра, изобразительная, конструктивная) и реализует свои жизненно важные функции, обеспечивающие его жизнедеятельность. Между этими двумя типами деятельности существуют взаимосвязи, взаимопереходы, взаимовлияния. Развитие их имеет общие условия:

- развивающее общение со взрослыми;

- активно - развивающая предметная среда;

- наличие условий для формирования и проявления активности ребенка, его психических новообразований: коммуникативности, инициативы, самостоятельности, креативности. В процессе занятия, деятельности, закрепляясь при частом повторении, переходят в трудолюбие, как черту личности.

Новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Базисные характеристики личности, которые формируются в дошкольном возрасте и на каждом этапе имеют свое особое специфическое значение.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Из истории возникновения факультативных занятий
Новая форма учебной работы - факультативные занятия - была введена постановлением от 10 ноября 1966 г. в целях углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, развития разносторонних интересов и способностей учащихся. Введение факультативных занятий по выбору учащихся явилось важным шагом в деле дальнейшего совершенствования системы всеобщего среднего образования. ...

Разработка элективного курса
Элективные курсы в условиях профильной школы наряду с собственно профильными предметами способствуют созданию необходимой базы для понимания вузовских программ и научной литературы вообще, а также для формирования компетентности учащихся. В данной работе мы предлагаем программу элективного курса по физическим основам теории протекания для учащихся XI класса физико-математического профиля. Курс ра ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru