Социально-педагогическая технология – один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально-педагогической цели.
В какой мере можно сегодня говорить о технологизации социально-педагогической деятельности? Специалисты не пришли к единому мнению.
Так, Л.Е. Никитина считает, что в отношении социального педагога пока можно говорить лишь о комплексе используемых методов и приемов в совокупном профессиональном опыте. Применительно к деятельности социального работника подходы технологизации в мировой практике разработаны в большей степени, чем для педагога, но социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем социальный работник. Для социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы.
Л.В. Мардахаев полагает, что в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить:
Социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться);
Условия ее реализации;
Особенности и возможности объекта;
Особенности места реализации;
Возможности по времени для реализации цели;
Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.
На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая.
Таким образом, технологизация социальных процессов, в том числе социально-педагогических, объективно неизбежна. Вместе с тем очевидно, что невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность. Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа в "открытой" среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и она не лишена некоторого технологического подкрепления (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т.п.). Скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания.
Похожие статьи:
Диктант как метод формирования орфографической зоркости
Орфографическая зоркость – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Развитию орфографической зоркости способствуют диктанты. Диктант – это один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение п ...
Активные формы и методы обучения
Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии. Это и работа в малых группах, и дискуссии, турниры, диспуты, дебаты, “мини-уроки”, брейнсторминг (мозговой штурм), деловые игры, имитационные игры, ситуационные упражнения, задачи, проблемы, упражнения, “Puzzle” и др. Эти формы и методы на уроках биологии можно применять как для преподавания, усвоения нового материала, так и ...