Проявление заикания у детей дошкольного возраста

Страница 1

У детей дошкольного возраста заикание развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического, физического состояния ребёнка, что и обуславливает достаточно сложную симптоматику данного речевого расстройства. Изменения в нервно-психическом состояния детей зачастую связаны не столько с появлением заикания, сколько с индивидуальными особенностями развития каждого ребёнка. Речевое нарушение чаще всего лишь усугубляет проявления тех отклонений в развитии, которые у ребёнка уже были.

Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи ребёнка. Но для проявления полной картины речевого расстройства необходимо учитывать характер общения, и особенности поведения в игровой и других видах деятельности, и рассматривать тяжесть дефекта примерно следующим образом.

Легкая степень выраженности заикания у дошкольников характеризуется тем, что данные дети легко вступают в контакт независимо от ситуации, в которой они оказываются; участвуют в играх с удовольствием, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи.

Средняя степень – дети испытывают трудности в речевом общении, оказавшись новых или значимых для них ситуациях, отказываются принимать участие в коллективных играх. Судороги при этом наблюдаются в разных отделах речевого аппарата.

Тяжёлая степень характеризуется появлением заикания во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность дошкольников, искажает проявление поведенческих реакций.

Как уже было сказано выше, у заикающихся дошкольников отмечаются судороги, появляющиеся в процессе речевого акта. Именно судороги являются основным внешним физиологическим симптомом заикания, к которым так же относятся нарушение общей и речевой моторики нарушения ЦНС, а так же ослабленное физическое здоровье детей.

Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), локализации (дыхательные, голосовые и артикуляционные) и частоте.

При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое.

Отмечаются три формы дыхательных судорог при заикании: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Дыхательные движения нарушаются очень заметно, и многие заикающиеся испытывают их так сильно, что неправильно принимают их за главную причину своего недостатка речи.

Особенно заметен расход воздуха при тоническом заикании, когда нередко выдыхается большая часть воздуха, прежде чем образуется голос, ребёнку приходится говорить на остаточном воздухе. В спокойном состояние дыхание заикающихся не нарушено, но как только ребёнка заставляют читать или говорить, дыхание нарушается, что отражается на изменении грудной и брюшной кривых, их равномерности и взаимоотношении.

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом: смыкательная (судорожно-сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а. а.»); размыкателъная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь); вокальная, свойственная детям. Дети протягивают гласные в словах.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Организация и результаты экспериментальной работы
Проверка эффективности предложенной методики проводилась в процессе прохождения педагогической практики в СОШ № 5 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края. В эксперименте приняли участие преподаватель технологии школы Ларин И.В., завуч Холина О.А., к.п.н. доцент Радченко Н. Е., студент пятого курса группы 03-Т-1 факультета Менеджмента, экономики и технологии Перекрестов А. М. и учащиеся 7-х кла ...

Цели и задачи обучения английскому языку
Лексические знания обеспечивают успешное овладение основами всех видов речевой деятельности. Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, т.е. определенных стратегий обращения с иноязычным словом. Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения английского языка школьником. Можно смело ск ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru