Проявление заикания у детей дошкольного возраста

Страница 2

В артикуляционном аппарате различаются судороги — губные, язычные и мягкого нёба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, г, д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального усложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Дети меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного изученного материала. Известное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.

Возникающие артикуляционные тонусы заикающийся прерывает или повышением артикуляционного и экспираторного давления, или вдохом, который иногда связан с голосом. Клонусы также прерываются повышением фонаторной и артикуляционной силы или прекращением экспирации, что бывает и при тонусах. Иногда в обеих формах резко опускается нёбно-глоточный затвор, и воздух уходит через нос.

Из-за судорог речь заикающихся детей в дошкольном возрасте становится аритмичной. Судорожные, аритмические двигательные расстройства обуславливают нарушения просодической стороны речи: плавность, интонационную выразительность, паузацию, логические ударения. Ритм речи нарушается также из-за эмболофразии, возникающей в условиях повышенного нервного возбуждения. Прибавляются, например, звуки и, е, мм, слова а, тогда, что и т.д. Эмболофразию можно рассматривать как результат недоразвития моторных функций заикающегося и неумение его быстро и чётко оформить свою мысль.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений. Они возникают вследствие распространения судорог из речевого отдела на другие мышцы тела: в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья и далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. Дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притопывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги, наклоняют вперёд с усилием голову и пр.

Заикание влияет на формирование моторных функций, хотя нельзя исключать возможность недоразвития двигательной сферы ещё до появления заикания, способствующего возникновению дефекта. В большинстве двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряжённости, скованности, нарушений плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойности, хаотичности движений.

Именно в этом случае мы можем говорить о заикании, как о вторичном симптоме первичного речевого расстройства, например дизартрии.

Заикающиеся дошкольники постоянно испытывают страх пред новым приступом, и каждый приступ приносит тяжёлые и всегда новые психические травмы. Ребёнок боится, что над ним будут смеяться и не поймут его, становится нелюдимым. Каждый заикающийся чувствует свою неполноценность, и это приводит иногда к полному обесцениванию личности; неудивительно, что психическое состояние ребёнка постепенно изменяется к худшему, и невроз речи переходит в психоневроз.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Педагогическое общение
В педагогическом общении необходимо учитывать, что установки формируются в результате оценки внешнего вида студента, его общения с преподавателем и на основании информации, полученной преподавателем о студенте. Благодаря установкам преподаватели иногда сами формируют неуспешность студента. Однако у преподавателя, владеющего техникой педагогического общения, подобные установки или вообще не возник ...

Контрольный эксперимент и его анализ
После проведения экспериментальной работы по развитию творческого мышления через учебные действия, был проведен контрольный эксперимент, основной целью которого было выяснение, каким образом разработанные уроки на развитие творческого мышление через учебные действия оказали влияние на развитие данного процесса. Для исследования этого вопроса был проведен указанный ранее тест на исследование творч ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru