Проявление заикания у детей дошкольного возраста

Страница 2

В артикуляционном аппарате различаются судороги — губные, язычные и мягкого нёба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, г, д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального усложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Дети меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного изученного материала. Известное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.

Возникающие артикуляционные тонусы заикающийся прерывает или повышением артикуляционного и экспираторного давления, или вдохом, который иногда связан с голосом. Клонусы также прерываются повышением фонаторной и артикуляционной силы или прекращением экспирации, что бывает и при тонусах. Иногда в обеих формах резко опускается нёбно-глоточный затвор, и воздух уходит через нос.

Из-за судорог речь заикающихся детей в дошкольном возрасте становится аритмичной. Судорожные, аритмические двигательные расстройства обуславливают нарушения просодической стороны речи: плавность, интонационную выразительность, паузацию, логические ударения. Ритм речи нарушается также из-за эмболофразии, возникающей в условиях повышенного нервного возбуждения. Прибавляются, например, звуки и, е, мм, слова а, тогда, что и т.д. Эмболофразию можно рассматривать как результат недоразвития моторных функций заикающегося и неумение его быстро и чётко оформить свою мысль.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений. Они возникают вследствие распространения судорог из речевого отдела на другие мышцы тела: в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья и далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. Дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притопывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги, наклоняют вперёд с усилием голову и пр.

Заикание влияет на формирование моторных функций, хотя нельзя исключать возможность недоразвития двигательной сферы ещё до появления заикания, способствующего возникновению дефекта. В большинстве двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряжённости, скованности, нарушений плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойности, хаотичности движений.

Именно в этом случае мы можем говорить о заикании, как о вторичном симптоме первичного речевого расстройства, например дизартрии.

Заикающиеся дошкольники постоянно испытывают страх пред новым приступом, и каждый приступ приносит тяжёлые и всегда новые психические травмы. Ребёнок боится, что над ним будут смеяться и не поймут его, становится нелюдимым. Каждый заикающийся чувствует свою неполноценность, и это приводит иногда к полному обесцениванию личности; неудивительно, что психическое состояние ребёнка постепенно изменяется к худшему, и невроз речи переходит в психоневроз.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Механизм творческого воображения
Творческое воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Он включает в себя три основных этапа: 1) накопление материала; 2) переработка накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений) ; 3) комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие его о ...

Методы и формы организации обучения: понятия, различные подходы к классификации
В теории познания метод определяется как система последовательных действий, которые приводят к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Его реализация в учебном процессе выражается через различные формы организации. Форма организации обучения — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: особенностей взаимодействия учителя и уча ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru