Описание выборки и методов исследования

Страница 1

Исследование проводилось в ГОУ СПО «Камышловский педагогический колледж» с участием студентов II курса, обучающиеся по двум специальностям: 050709 «Преподавание в начальных классах» и 050301 «Русский язык и литература». Общий охват студентов колледжа, участвовавших в исследовании, составил 45 человек, объем выборки на отдельных этапах реализации исследования составил 40 человек, т.е. по 20 человек в контрольной и экспериментальной группах, что является вполне достаточным для репрезентативности результатов и обеспечения применимости использованных в работе статистических методов.

Для реализации цели и задач исследования была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли студенты специальности 050709 - «Преподавание в начальных классах» (2 «А» группа), освоившие в течение семестра программу тренинга личностного и профессионального саморазвития. Кроме того, была сформирована и контрольная группа, в которую вошли студенты специальности 050301 - «Русский язык и литература» (2 «Р» группа), в работе с которыми внедрялись лишь отдельные элементы данной программы тренинговых занятий.

В качестве диагностического инструментария, с помощью которого были зафиксированы изменения в уровне сформированности отдельных компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей, использовались разработанные в психологии методики: опросник М. Рокича «Ценностные ориентации», направленный на изучение системы ценностных ориентаций личности; тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов, автором которого является Т.Д. Дубовицкая; методика незаконченных предложений по изучению педагогического сознания по С.В. Пазухиной.

1. Опросник «Ценностные ориентации» (автор Милтон Рокич), направлен на изучение системы ценностных ориентаций личности. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей, разделенных на два класса: терминальные ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-средства). К терминальным ценностям относят убеждения личности в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. В качестве инструментальные ценностей выступают убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Респондентам предъявляются два списка ценностей (по 18-ть в каждом), каждой из которых им необходимо присвоить определенный ранг (от 1-го до 18-го) в зависимости от личностной значимости. При этом наиболее значимой для респондента ценности присваивается 1–ый ранг, а наименее значимой, соответственно – 18-ый ранг. Опрос проводится как индивидуально, так и с группой респондентов. Анализ результатов может включать группировку испытуемых в содержательные блоки по различным основаниям:

А) Терминальные ценности:

1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) или абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).

2. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) или ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).

3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) или ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).

4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) или пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Б) Инструментальные ценности:

1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) или ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).

2. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) или конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).

3. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) или ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных качеств учителя музыки
Проблема музыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна на сегодня, о чём свидетельствуют исследования ряда учёных (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Рудницкая, А.Ф. Линенко, Г.Н. Падалка, Л. А. Хлебникова, Г. П. Шевченко ). Данная проблема изучалась в нескольких направлениях: исследование эмоциональной регуляции музыкально-исполнительской деятельности ...

Характеристика рефлексивной деятельности учителя
В педагогической деятельности рефлексия является таким же необходимым компонентом, как и в любой человеческой деятельности. Б.З.Вульфов и В.Н.Харькин формулируют следующим образом определения наиболее значимых для нас феноменов: «Если рефлексия – цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вариантов ответа на происход ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru