Описание выборки и методов исследования

Страница 2

4. Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) или ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

При этом отсутствие закономерности в выборе ценностных ориентиров (соотнесение показателей по параметрам «ценности–цели» и «ценности-средства») предполагает несформированность у респондента системы ценностных иерархий или неискренность в ответах.

По результатам реализации опросника, можно сделать выводы об изменениях, которые произошли в аффективном компоненте ценностного отношения студентов, будущих учителей, к профессиональной деятельности.

2. Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов (автор Т.Д. Дубовицкая), предназначен для определения уровня профессиональной направленности студентов, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и в дальнейшем, работе по ней. Опросник состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответов. В отличие от традиционных вариантов ответов по типу «да» и «нет», которые часто вызывают у испытуемых затруднения при выборе ответа вследствие своей категоричности, в опроснике УПН предполагается более расширенный набор возможных ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно». При обработке результатов представленные испытуемыми ответы объединяются в две категории: положительные ответы («верно», «пожалуй, верно») и отрицательные «пожалуй, неверно», «неверно»). Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключем, где «да» означает положительные ответы, а «нет» - отрицательные. Каждое совпадение с ключем начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше уровень профессиональной направленности. Ответы на вопросы 1 и 20 при обработке результатов не учитываются. Полученные в процессе обработки ответов испытуемых результаты соотносятся со следующими уровнями: 0-4 балла – низкий уровень профессиональной направленности; 5-13 баллов - средний уровень профессиональной направленности; 14-18 баллов – высокий уровень профессиональной направленности. Высокие показатели по тесту свидетельствуют о том, что студент стремится к овладению избранной профессией; получаемая профессия нравится ему; он хочет в дальнейшем работать и дальше совершенствоваться по данной профессии. Низкие показатели свидетельствуют о том, что поступление студента в учебное заведение обусловлено не интересом к будущей профессии, а другими причинами (внешними мотивами); студент не определяет для себя значимости приобретаемой им профессии и при возможности готов ее сменить .

По результатам реализации опросника можно сделать выводы об изменениях, которые произошли в мотивационном компоненте ценностного отношения студентов, будущих учителей к педагогической деятельности.

3. Тест «Методика незаконченных предложений по изучению педагогического сознания» (автор С.В. Пазухина), предназначена для изучения отдельных психологических аспектов педагогического сознания: профессиональных целей и мотивов, социальной ценности профессии учителя, представлениях студентов об идеальном педагоге, отношениях будущих учителей к детям и различным сторонам педагогической деятельности. Тест состоит из 17 незаконченных суждений, которые испытуемым необходимо закончить одним или несколькими словами (Приложение 3). Все суждения (предложения) разбиваются на 5 групп в зависимости от исследуемых психологических аспектов педагогического сознания: профессиональных целях и мотивах; социальной ценности профессии учителя; представлениях студентов об идеальном педагоге; отношениях будущих учителей к детям и различным сторонам педагогической деятельности. Анализ результатов, полученных на основании ответов испытуемых, проводится по следующей шкале: за каждое позитивное высказывание присваивается 1 балл, за негативное – (-1), за неопределенное мнение – 0 баллов. Затем подсчитывается количество набранных баллов по каждой группе суждений (предложений), на основе чего данная система отношений характеризуется как положительная, отрицательная или безразличная (аморфная).

По результатам реализации теста можно сделать выводы об изменениях, которые произошли в мотивационном и когнитивном компонентах ценностного отношения студентов, будущих учителей к педагогической деятельности.

Существенным недостатками представленных методик является влияние социальной желательности, возможность ответов, неадекватных истинным убеждениям.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Самостоятельная работа и производственная практика как методы профессионального саморазвития
В последние годы возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалистов, а также самостоятельной работы специалистов, и в связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов. (Рис 5) Рисунок 5 Методы профессионального саморазвития студентов Известно, что личность, ее способ ...

Упражнения для развития у лифтеров лунной походки
лунная походка профессиональный лифтер Поскольку для лифтера-профессионала важным является постоянное поддерживание себя в форме и тренировка лунной походки в любое время, рассмотрим специальные упражнения для закрепления правильной походки. К ним относятся: 1. Разновидности ходьбы с предметом на голове. 2. Ходьба по горизонтальной, наклонной плоскости в сочетании с движениями руками: за спину, н ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru