Моделирование организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности студентов к воспитательной деятельности

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Моделирование организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности студентов к воспитательной деятельности

Страница 1

Решающим фактором формирования необходимого и достаточного уровня готовности специалистов в сфере физической культуры к профессиональной деятельности является система организационного и содержательного обеспечения образовательного процесса.

Результаты исследования, рассмотренные выше (2.1.), позволили сделать вывод о наличии критического уровня готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками. В связи с этим, возникает необходимость повышения эффективности организационно-содержательного обеспечения процесса их профессиональной подготовки в данном направлении. Первым шагом решения проблемы является проектирование обсуждаемого обеспечения. Такая исследовательская процедура может быть осуществлена при помощи метода моделирования, который предполагает выделение структурных компонентов моделируемого явления и их параметризацию (Алубьева, К).

Метод моделирования осуществляется на основе абстрактно-логических суждений и предполагает возможность построения модели с логической завершенностью границ исследуемого предмета исследования. При этом необходим учет сопряженных с изучаемым явлением (объектом) теоретических позиций, которые определяют классификационные основания, систему представления, обоснование критериев выбора компонентов модели и отношений между ними, ориентирующие аналогии моделирования.

Моделируя содержание процесса формирования готовности педагога к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками, мы исходили из теоретического построения модели как системы, которая дает информацию о моделируемом объекте; находится в объективном соответствии с познаваемым объектом; отражает свойства изучаемого объекта. Моделирование содержания процесса формирования готовности будущих специалистов физической культуры можно осуществить исходя из разных позиций.

Первая позиция предполагает использование модели, которая реализуются в практике профессионального образования. Она отражает опыт деятельности в этом направлении. Однако такая модель создается эмпирически, путем проб и ошибок, без какой либо обоснованности. Этот путь, по существу, бесконечен и чреват ошибками, которые выявляются не сразу. Использование данной позиции позволило бы обобщить накопленный опыт работы, который не всегда является эффективным и приемлемым. Данное обстоятельство подтвердилось в результате анализа практики подобной деятельности. Было выявлено, что опыт подготовки специалистов в сфере физической культуры к воспитательной деятельности с указанной категорией подростков, субъективно вариативен и недостаточен для необходимого решения проблемы.

Вторая позиция связана с использованием научно-методических рекомендаций представляемых по результатам экспериментальных исследований. Такая попытка предпринята в одном из диссертационных исследований (Зинчук Н.Г., 2006). Автор исследования апробировал организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов физической культуры для работы с подростками девиантного поведения, ориентируясь только на существующий опыт деятельности в этом отношении в вузах.

Реализация такой модели содержательного обеспечения процесса формирования готовности будущего специалиста к работе с трудными подростками не является достаточным решением проблемы, так как она подтверждает имеющиеся возможности системы деятельности, а не развивает их. Необходимый результат, очевидно, можно получить при условии выявления позитивного и отсечения негативного в имеющемся опыте деятельности, с последующей разработкой и обоснованием более эффективных подходов. В разработке концептуальной модели нашего исследования мы и придерживались этой позиции.

Процесс подготовки педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками можно определить как систему. Системный подход диктует необходимость определения ряда оснований для моделирования содержательного обеспечения процесса готовности специалистов в сфере физической культуры. Были определены следующие теоретические посылки в качестве оснований моделирования.

1. Содержание процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры мы рассматриваем, как системный объект педагогического исследования, обладающий рядом особенностей. Любая система имеет свой состав и свою структуру (Р. Акофф, П.К. Анохин, В.А. Ганзен, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, Абдулина, О.А. Анисимов О.С.,. Беспалько, В.П. Системно-метод, Богданов, В.А. Системологическое моделирование, Васильева О.С). Состав представляет совокупность иерархически связанных между собой компонентов, образующих систему. Структура подразумевает совокупность отношений между ними, организацию состава. Структуризация содержания процесса готовности будущих специалистов в сфере физической культуры представляет определенную организацию компонентов в пространстве и времени. Моделирование заключается в описании состава и структуры содержания (В.Т. Чичикин и др.) [60-деят, 67-Загрекова, 105методол и теор, 159Чичикин, 163Человек -мера К].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Формы организации труда в уголке природы с детьми с отклонениями в развитии речи
Ознакомление детей, имеющих нарушения речи с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневном жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Занятия. Это основная форма организации детей с НР при ознакомлении с природой. Проводятся занятия в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На них воспитатель ...

Анализ результатов эмпирического исследования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей
Для изучения уровня сформированности отдельных компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей участвующих в эксперименте, нами были проведены исследования с использованием отобранных диагностических методик. В результате проведенного в контрольной и экспериментальной группах исследования, с использованием отобранных диагностических методик ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru