Моделирование организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности студентов к воспитательной деятельности

Новая педагогика » Формирование готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками » Моделирование организационно-содержательного обеспечения процесса формирования готовности студентов к воспитательной деятельности

Страница 1

Решающим фактором формирования необходимого и достаточного уровня готовности специалистов в сфере физической культуры к профессиональной деятельности является система организационного и содержательного обеспечения образовательного процесса.

Результаты исследования, рассмотренные выше (2.1.), позволили сделать вывод о наличии критического уровня готовности будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками. В связи с этим, возникает необходимость повышения эффективности организационно-содержательного обеспечения процесса их профессиональной подготовки в данном направлении. Первым шагом решения проблемы является проектирование обсуждаемого обеспечения. Такая исследовательская процедура может быть осуществлена при помощи метода моделирования, который предполагает выделение структурных компонентов моделируемого явления и их параметризацию (Алубьева, К).

Метод моделирования осуществляется на основе абстрактно-логических суждений и предполагает возможность построения модели с логической завершенностью границ исследуемого предмета исследования. При этом необходим учет сопряженных с изучаемым явлением (объектом) теоретических позиций, которые определяют классификационные основания, систему представления, обоснование критериев выбора компонентов модели и отношений между ними, ориентирующие аналогии моделирования.

Моделируя содержание процесса формирования готовности педагога к учебно-воспитательной деятельности с трудными подростками, мы исходили из теоретического построения модели как системы, которая дает информацию о моделируемом объекте; находится в объективном соответствии с познаваемым объектом; отражает свойства изучаемого объекта. Моделирование содержания процесса формирования готовности будущих специалистов физической культуры можно осуществить исходя из разных позиций.

Первая позиция предполагает использование модели, которая реализуются в практике профессионального образования. Она отражает опыт деятельности в этом направлении. Однако такая модель создается эмпирически, путем проб и ошибок, без какой либо обоснованности. Этот путь, по существу, бесконечен и чреват ошибками, которые выявляются не сразу. Использование данной позиции позволило бы обобщить накопленный опыт работы, который не всегда является эффективным и приемлемым. Данное обстоятельство подтвердилось в результате анализа практики подобной деятельности. Было выявлено, что опыт подготовки специалистов в сфере физической культуры к воспитательной деятельности с указанной категорией подростков, субъективно вариативен и недостаточен для необходимого решения проблемы.

Вторая позиция связана с использованием научно-методических рекомендаций представляемых по результатам экспериментальных исследований. Такая попытка предпринята в одном из диссертационных исследований (Зинчук Н.Г., 2006). Автор исследования апробировал организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов физической культуры для работы с подростками девиантного поведения, ориентируясь только на существующий опыт деятельности в этом отношении в вузах.

Реализация такой модели содержательного обеспечения процесса формирования готовности будущего специалиста к работе с трудными подростками не является достаточным решением проблемы, так как она подтверждает имеющиеся возможности системы деятельности, а не развивает их. Необходимый результат, очевидно, можно получить при условии выявления позитивного и отсечения негативного в имеющемся опыте деятельности, с последующей разработкой и обоснованием более эффективных подходов. В разработке концептуальной модели нашего исследования мы и придерживались этой позиции.

Процесс подготовки педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками можно определить как систему. Системный подход диктует необходимость определения ряда оснований для моделирования содержательного обеспечения процесса готовности специалистов в сфере физической культуры. Были определены следующие теоретические посылки в качестве оснований моделирования.

1. Содержание процесса формирования готовности будущих педагогов физической культуры мы рассматриваем, как системный объект педагогического исследования, обладающий рядом особенностей. Любая система имеет свой состав и свою структуру (Р. Акофф, П.К. Анохин, В.А. Ганзен, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, Абдулина, О.А. Анисимов О.С.,. Беспалько, В.П. Системно-метод, Богданов, В.А. Системологическое моделирование, Васильева О.С). Состав представляет совокупность иерархически связанных между собой компонентов, образующих систему. Структура подразумевает совокупность отношений между ними, организацию состава. Структуризация содержания процесса готовности будущих специалистов в сфере физической культуры представляет определенную организацию компонентов в пространстве и времени. Моделирование заключается в описании состава и структуры содержания (В.Т. Чичикин и др.) [60-деят, 67-Загрекова, 105методол и теор, 159Чичикин, 163Человек -мера К].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Сюжетно-дидактические игры математического содержания и принципы их организации
Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю важно знать принципы их организации. Их сформулировала А.А. Смоленцева. 1.Отбор знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого принципа необходимо: - определить возможность применения знаний в детских играх; -обеспечить преемственность между содержанием занятий с посл ...

Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского Творчества является структурным подразделением общей образовательной системы г. Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности, эстетического воспитания, профориентации школьников. Сейчас Центр детского творчества – это 14 хоровых групп, в которых занимается около 500 детей от ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru