Социальная работа с детьми и молодежью, употребляющими наркотики и психотропные вещества

Новая педагогика » Социальная работа с детьми и молодежью, употребляющими наркотики и психотропные вещества

Страница 3

Среди многообразных факторов, обусловливающих риск приобщения молодежи к наркотическим или одурманивающим веществам, ведущую роль играют особенности формирования и воспитания молодого человека, его личность, характер взаимоотношений с окружающими.

Удобной для практического применения классификацией факторов риска может быть следующая:

1) индивидуальные факторы: низкая самооценка, ощущение собственной незначительности, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства и др.;

2) берущие начало в семье ребёнка: отсутствие должного контроля со стороны взрослых, четких правил поведения, чувства принадлежности к семье, злоупотребление ПАВ (психоактивных веществ) членами семьи и т.п.;

3) связанные с обучением в школе: низкая успеваемость, частые переходы из одной школы в другую, нарушение отношений со сверстниками, злоупотребление ПАВ в школе.

Социальные факторы, способствующие приобщению подростков к употреблению ПАВ:

- безразличие или одобрение потребления наркотиков семьей и сверстниками;

- пьющая или наркотизированная семья;

- принуждение к употреблению ПАВ;

- большее влияние сверстников, а не родителей;

- несовместимость мировоззрения родителей и их детей;

- высокая потребность в общении с группой, в развлечениях и включенность подростка в увеселительные компании;

- отсутствие эмоционального и духовного контакта, совместного отдыха и деятельности детей и особенно подростков и родителей;

- отсутствие контроля со стороны родителей, низкая дисциплина в семье; доступность ПАВ и др.

Начальная фаза использования ПАВ, наблюдающаяся преимущественно в подростковом периоде, может быть:

- демонстрация взрослого поведения

- формой отчуждения от родительской опеки.

- выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды,

- экспериментированием,

- стремлением поучить новый опыт,

- поиском удовольствия или расслабления,

- открытием двери в группу сверстников,

- средством стать участником субкультурного жизненного стиля,

- способом разрешения конфликта или снижения напряжения,

- актом отчаяния и т.д.

Очевидно, что состояние проблемы профилактики молодёжной наркомании добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики наркомании у подростков и молодежи оказываются чрезвычайно затруднены в силу ряда обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:

- Недостаточно ясным остается вопрос о том, к чьей компетенции относится реализация антинаркотической работы с молодежью. Какие ведомства должны взять на себя затраты и ответственность по её проведению. Нерешенность этого вопроса приводит к тому, что, с одной стороны, государственные средства, выделяемые на профилактику наркомании, распыляются по различным ведомствам, которые реализуют плохо согласованные друг с другом мероприятия, эффективность которых трудно оценить, а с другой- ведомства, имеющие непосредственное отношение к профилактике наркомании среди молодежи, всячески дистанцируются от этой работы;

- По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов - педагогов, врачей, психологов - должна вестись антинаркотическая работа с молодежью. Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны в силу низкой осведомленности в вопросах наркомании, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой – запугивание и дезинформация.

Подготовка педагогов и психологов для такой работы заключается в предоставлении им комплексной информации по тем или иным вопросам наркологии, оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющую склонность к наркомании, мерам первой помощи при отравлении ПАВ и некоторым другим аспектам.

· Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики наркомании среди молодежи.

· Существующие в настоящее время единичные методические рекомендации составлены врачами-наркологами и носят ознакомительный характер. Отсутствие обоснованных и проработанных программ профилактики наркомании приводит, с одной стороны, к сохранению запугивающей модели, а с другой – к стремлению внедрить в российских условиях зарубежный опыт. Неэффективность первого подхода очевидна, и его сохранение в нынешних условиях означает, пустую трату средств, профессиональных усилий и поистине драгоценного времени. Вопрос эффективности зарубежных антинаркотических программ требует специального изучения. Однако даже сейчас ясно, что без учета культурологического аспекта молодежной наркомании эффективная адаптация зарубежных программ невозможна.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Основные аспекты профильного обучения
В соответствии с Концепцией развития РК до 2015 года, одобренной Правительством РК 24.0204, Государственной программой развития образования РК на 2005-2010 годы, утвержденной Президентом РК от 11 октября 2004 года № 1459, на 3 ступени – среднее общее образование, предусматривается профильное обучение, продолжительность 2 года, 11-12 классы, ставится задача создания "системы специализированно ...

Роль и место контроля в системе внутришкольного управления
Для достижения современного качества образования большое значение имеет организация внутришкольного контроля. Контроль - один из самых сложных видов деятельности руководителя образовательного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения разнообразными технологиями (рисунок 4). Контроль - составная часть внутришкольного управ ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru