Социальная работа с детьми и молодежью, употребляющими наркотики и психотропные вещества

Новая педагогика » Социальная работа с детьми и молодежью, употребляющими наркотики и психотропные вещества

Страница 6

Addiction- (в пер. с англ.)- пагубная привычка, пристрастие к чему- либо. Об аддикции говорят тогда, когда у употребляющих наркотические средства помимо психологической зависимости имеются признаки физической зависимости. Под аддиктивным поведением в отечественной литературе понимают одну из форм деструктивного поведения, выражающуюся в уходе от реальности посредством изменения психического состояния, что может быть достигнуто разными способами.

Эффективная психологическая иммунизация имеет ряд признаков. Первый - её универсальность. Единство факторов риска всех видов девиантного поведения, частным случаем которого является поведение аддитивное, означает, что при узко направленном воздействии, предупреждающее лишь аддитивное поведение, создаваемое массивом факторов риска, напряжение найдет другой выход. Девиантное поведение примет вид не аддитивного, а, к примеру, суицидального. Психологическая иммунизация должна предупреждать девиантное поведение в целом.

Второй обязательный признак эффективной психологической иммунизации – её конструктивный характер. Она не преследует цели разрушения или изменения неблагоприятных установок, она изначально строит желательное. Конструктивная ПП служит предупреждению девиантного поведения, а не борется с ним и способствует формированию здоровой личности ребенка. Решаемые ею задачи: моральное развитие, построению ценностной сферы, развитие коммуникативности, устранение эгоистических позиций, отношения, способствующие развитию эмпатии и дружбы детей, - хрестоматийные примеры типичных возрастных изменений нормально развивающейся личности. Конструктивная ПП – не только психосоциальное, но и мощное развивающее средство.

Третий важный признак – опережающий характер воздействия ПП. Создание стойких желательных установок возможно лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции употребления ПАВ. Попытки их создания позже более трудны и менее продуктивны, так как теперь необходимо перестраивать уже готовые, например, протабачные или проалкогольные установки.

В США экспериментирование детей с ПАВ начинается в 3-4 классах школы, в возрасте около 10 лет. Поэтому начало реализации программы предваряет указанный возраст. Объектом превентивной работы являются все дети дошкольного и младшего школьного возраста. В работу по ПП включаются педагоги и воспитатели детских садов, школ, молодежных клубов и др. К ней привлекаются родители, церковь, местные общественные организации, представители всех уровней государственной администрации, а также врачи и представители правоохранительных органов.

Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении нескольких лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы, профилактические программы в виде курсов обязательных регулярных занятий включаются в общий учебный план. Учителей специально обучают методике проведения антинаркотической работы.

Поведенческие обучающие программы постоянно развиваются. Существуют разнообразные программы, адресованные различным детским контингентам (в том числе трудным в поведении), группам взрослых (выполняющим эту работу с разной степенью профессиональной подготовки), ставящие те или иные приоритетные задачи. В настоящее время самыми популярными являются программы ПП в масштабах страны.

Об оценке эффективности поведенческих программ следует говорить очень конкретно. Существует три уровня.

Во- первых каждый возрастной курс любой программы включает тесты, проводимые до начала и после проведения всего цикла занятий. Обычно содержание тестов сводится к оценке изменения знания детей.

Во- вторых, если программой охватываются все возрастные группы школы и ведется длительное обучение, например в течения года, то возможна оценка более масштабных результатов ПП. Она состоит в анализе динамики факторов риска и антириска у детей. Как правило, дети начинают лучше учиться, меньше прогуливать занятия, чаще делиться своими проблемами со взрослыми. Психологический климат в школе заметно улучшается: дети меньше обижают друг друга, дерутся. Параметрами оценки могут быть различные социометрические показатели, поведенческие характеристики: агрессивность, конфликтность, девиации поведения и др.

И, наконец, при осуществлении программ в городе, регионе, стране, возможен традиционно эпидемиологический контроль наркологической ситуации.

Принципиальные положения концепции программы профилактики наркомании и других видов зависимости от психоактивных веществ среди молодежи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Комплекс заданий для начального этапа обучения чтению
Предлагаем комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения, когда один и тот же ограниченный языковой материал используется в различных текстах и отрабатывается учащимися в различных мыслительных действиях, что обеспечивает многократность его повторения и прочность усвоения. При этом варьирование заданий, постановка посильных проблем дают возможность поддерживать интерес школьников ...

Содержательно-организационная модель интеграции внутри учреждения дополнительного образования детей
Моделирование – один из теоретических методов исследования. Моделирование характеризуется как воспроизведение характеристик некого объекта на другом объекте, созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью (компоненты и ведущие связи феномена). Модель интеграции дополнительного и других сфер образования в условиях учреждения дополнительного образования детей (модель «внутренней и ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru