Методические рекомендации к использованию пособия

Страница 1

Значительная роль в образовании, развитии, подготовке учащихся к труду и их социальной адаптации принадлежит усвоению математических понятий, в частности обыкновенных дробей и процентов. Получая знания об обыкновенных дробях и процентах, школьники расширяют свои представления о числе и границе вычислительных возможностей. На примере изучения дробей они узнают то общее, что свойственно всем числам, то особенное, что свойственно только дробным числам. Это способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, формированию логического мышления, умения находить причинно-следственные связи.

Включение темы процента в интерактивное пособие, содержащее обыкновенные дроби не случайно, а предпринято с целью установить взаимосвязь двух, изучаемых в разное время, понятий. Обыкновенная дробь является, по существу, одной из первых математических абстракций, которая встречается в школьном курсе. Соблюдение постепенности перехода от конкретного к отвлеченному, установление связи с прошлым опытом, позволяет проследить динамику развития двух математических понятий в рамках одного курса.

Пренебрежение учителем содержательной стороны изучаемых понятий, быстрый переход к формальному оперированию дробями (процентами) без надежной опоры на наглядность приводит к тому, что слабые, а то и средние ученики не понимают изучаемого материала.

Использование компьютерных технологий на уроках позволяет не только формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, но и помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы учащихся, наглядно отражая содержательную сторону изучаемого материала. Таким образом, учащиеся в результате практических действий, соотнесения различных моделей, анализа ситуаций подходят к осознанию основных понятий и операций, связанных с ними, формулируют их и применяют при выполнении различных заданий.

Разработанный Flash–фильм играет роль демонстрационного пособия с интерактивными элементами: позволяет осуществлять проверку и самоконтроль, полученных учащимися знаний. После изучения теоретического материала учащиеся могут проверить свои знания при прохождении теста или при выполнении заданий на первичное закрепление понятий.

Основной дидактической целью пособия является содержательный подход к введению понятий «обыкновенной дроби» и «процента», их взаимосвязь:

дробь, как часть целого;

правильные и неправильные дроби. Смешанные числа;

сравнение дробей;

основное свойство дроби;

нахождение части от числа;

нахождение числа по его части;

нахождение дроби, которую одно число составляет от другого.

понятие процента;

нахождение процента от числа;

нахождение числа по его проценту.

Данное пособие можно использовать при изучении раздела «Обыкновенные дроби» и «Проценты» в курсе математики 5 класса. Мультимедийное пособие содержит основной понятийный материал, соответствующий этим темам.

Так как ни один школьный учебник не ставит изучение обыкновенных дробей и процентов рядом, то первоначально учитель может демонстрировать учащимся на уроке отдельные сцены пособия, подходящей к данному уроку тематики. А затем, на уроках обобщения и систематизации знаний учащихся, использовать это пособие в более полном объеме.

Рассмотрим примеры поурочного планирования изучения данного раздела школьного курса математики с указанием возможностей использования мультимедийного пособия «Обыкновенные дроби и проценты» на отдельных уроках.

Примерное планирование по математике 5 класса (математика 5 кл. Зубарева И. И., Мордкович А. Г.) (5 часов в неделю).

Тема урока

Кол-во часов

Комментарии к использованию мультимедийного пособия.

Глава II. Обыкновенные дроби

Обыкновенные дроби

2 ч

Учитель может обратиться к первому разделу «Обыкновенные дроби», пункту 1.1 интерактивного пособия, где рассмотреть предлагаемые примеры. Воспользоваться сформулированным определением обыкновенной дроби и перейти к решению нетрудных заданий, нацеленных на первичное закрепление знаний.

При сравнении дробей, возможно, использовать пошаговый алгоритм, приведенный в пункте 1.3 данного программного продукта. И закрепить полученные знания рядом несложных примеров.

Рассмотреть задачи на доли можно с помощью приведенного в пособии примера, который соответствует пункту 2.3 «нахождение дроби, которую одно число составляет от другого» раздела 2: «задачи на дроби». Там же можно воспользоваться сформулированным правилом, относительно нахождения долей.

Отыскание части от целого и целого по его части

3 ч

Способы отыскания части от целого и целого по его части рассматриваем на примере задач, которые приведены в интерактивном пособии в разделе «задачи на дроби» пунктах 2.1 и 2.2, запускаемых из содержания. Задачи детально разобраны и подкреплены динамическими иллюстрациями сюжета. После каждого примера приводится алгоритм решения задач данного типа. Закреплению навыка решения задач на отыскание части от числа и числа по его части могут служить первые три задачи теста (раздел «Порешаем задачи»). А весь тест полностью будет способствовать обобщению и систематизации навыков решения задач не только на дроби, но и на проценты.

Основное свойство дроби

4 ч

Основное свойство дроби выводится из рассмотрения примера на увеличение величины дроби, в связи с увеличением ее членов в несколько раз. Последовательное изменение вида дроби при уменьшении числителя и знаменателя в одинаковое число раз, представлено правилом сокращения дробей. Таки образом, учитель может как целиком, так и частично использовать сцену 1.4. Воспользоваться сформулированным основным свойством и правилом сокращения дробей.

Закреплению навыка решения задач на сокращения дробей могут служить примеры, представленные в практической части пункта 1.4, следующей сразу после теории.

Полезно будет рассмотреть процедуру изменения величины дроби, представленной в первой части сцены, перед выполнением заданий из учебника, где требуется сравнить дроби, не приводя их к общему знаменателю ([19], стр. 114).

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа

3 ч

Сначала полезно будет вернуться к понятию обыкновенной дроби, пункту 1.1, рассмотрев там пример дележа яблок, где обыкновенная дробь выражена записью: . Заодно актуализировать знания учащихся, относительно членов входящих в обыкновенную дробь. Затем перейти к сцене 1.2, где уточняется число, записанное таким образом. Здесь же воспользоваться примером перехода через единицу, определив смешанное число. Рассмотреть алгоритм преобразования дроби из неправильной в смешанное число и из смешанного в неправильную дробь. Закрепить полученные знания можно рядом несложных примеров, следующих после приведенного алгоритма.

Глава IV. Десятичные дроби

Понятие процента

3 ч

Учитель может обратиться ко второму разделу «проценты», пункту 3.1 интерактивного пособия, где рассмотреть предлагаемые примеры. Воспользоваться сформулированным определением процента и перейти, сначала к рассмотрению решения примера: отыскание процента от целого. Затем приступить к решению нетрудных заданий, нацеленных на первичное закрепление знаний. В примеры такого типа включены так же задания на отыскание части от целого, где ответ выражен обыкновенной дробью. Таким образом, прослеживается взаимосвязь процента с обыкновенной дробью.

Задачи на проценты

5 ч

Способы отыскания процента от целого и целого по его проценту рассматриваем на примере задач, которые приведены в интерактивном пособии в разделе «Задачи на проценты» пунктах 3.2.1 и 3.2.2, запускаемых из содержания. Задачи детально разобраны и подкреплены динамическими иллюстрациями сюжета, в них так же прослеживается связь с обыкновенными дробями, которая выражена сюжетной линией и структурной особенностью отыскания части от числа, числа по его части. После каждого примера приводится алгоритм решения задач данного типа. Закреплению навыка решения задач на отыскание процента от числа и числа по его проценту могут служить последние три задачи теста (раздел «Порешаем задачи»). А весь тест полностью будет способствовать обобщению и систематизации навыков решения задач не только на проценты, но и на дроби.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Программа и тематическое планирование уроков химии в 10 классе
Для реализации данной программы используется учебник «Химия 10» авторов О.С. Габриеляна, Ф.Н. Москаева, С.Ю. Пономарёва, В.И. Теренина. – М.: Дрофа, 2000 . Рассматриваемая программа создана на основе стандарта среднего (полного) общего образования для общеобразовательных школ. Планирование является примерным и может быть скорректировано учителем в конкретных условиях. Планирование курса химии 10 ...

Педагогические условия для развития игры дошкольников
Почти все авторы, описывающие или исследовавшие ролевую игру, единодушно отмечают, что на ее сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Вопрос о том, что именно в окружающей ребенка действительности оказывает определяющее влияние на ролевую игру, является одним из самых существенных вопросов. Его решение может подвести к выяснению действительной природы ролевой игры, к ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru