Описание опытно-экспериментальной работы

Страница 2

Описание формирующего эксперимента

Задачей второго этапа эксперимента явилась разработка внеклассных мероприятий, способствующих формированию основ экологического воспитания младших школьников.

В соответствии с гипотезой исследования и результатами констатирующего этапа были разработаны экскурсии и различные виды природоохранной деятельности, направленные на усвоение младшими школьниками знаний и представлений о природе, гуманного отношения к ней и сформированность практических навыков и умений деятельности в природе.

Вся деятельность по экологическому воспитанию поддерживалась, переплеталась с задачами, поставленными на других уроках - литературного чтения, музыки, трудового обучения, математики, окружающего мира, тем самым прочно закрепляет полученные раньше экологические знания.

Описание контрольного эксперимента

Третьим этапом моего исследования был итоговый эксперимент. Ребятам было дано контрольное задание. Оно состояло в выборе ответа на вопросы той же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.

Цель контрольного этапа - сравнить результаты констатирующего этапа эксперимента и контрольного, зафиксировать увеличение (или остановку на том же уровне) уровня экологической сформированности младших школьников.

Нами были получены следующие результаты:

учащихся с высоким уровнем - 5 человек;

количество учащихся со средним уровнем - 3 человека;

учащихся с низким уровнем - 2 человека.

Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе эксперимента представим в таблице.

Таблица 2.

Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования.

Уровень

Количество учащихся, %

высокий (7-8)

5/50%

средний (4-6)

3/30%

низкий (1-3)

2/20%

Мы видим, что с низким уровнем экологической культуры стало 2 человека, средний уровень составил 30%, а высокий 50%. После внеклассных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. У большинства детей изменилось отношение к окружающему миру, поведение стало осмысленным и адекватным.

Таким образом, разработанные внеклассные занятия значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников. Уровень сформированности одного из компонентов экологической культуры младших школьников - экологической воспитанности, стал значительно выше.

Рис. 1. Диаграмма диагностики уровня сформированности экологических знаний и экологической культуры до эксперимента

Рис. 2. Диаграмма диагностики уровня сформированности экологических знаний и экологической культуры после эксперимента

Таким образом, мы увидели, что в процессе опытной работы по экологи чес - кому воспитанию детей младшего возраста, проводя экскурсии в природу, вовлекая детей в природоохранную деятельность, закрепляя знания в повседневной жизни, первоначальные результаты на конец опытной работы изменились. Уровень экологических знаний повысился. Дети самостоятельно находили материал о животных и растениях, предлагали озеленить школу. Изменилась речь учащихся, поведение в природе. В отношении к животным и растениям дети стали внимательнее, добрее.

Экологическое воспитание осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического действия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли для воплощения конкретных экологически грамотных и социально важных поступков.

Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы:

1. Общество находится перед лицом глобальных экологических

проблем и их решение зависит:

а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы;

б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения).

2. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не обязано оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.

3. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Верно используя разные способы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Перспективы саморазвития по окончании ВУЗа
Саморазвитие человека как личности является не только объектом исследования, но и показателем оценки благополучного развития общества и его воспроизводящего института – образования, осуществляемого сегодня, в своей изначальной основе как воспитание. Усиление внимания к проблеме саморазвития студента сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии неординарно мыслящей, свободной личности, п ...

Метод проектов как наиболее адекватная образовательная технология развития «высших компетентностей»
Современный анализ метода проектов, с нашей точки зрения, не может обойти концепцию «высших компетентностей» Дж. Равена и его анализ передовой педагогической практики. К сожалению, основные педагогически ориентированные работы Равена не переведены на русский язык, однако мы уже «имеем под рукой» две его книги. Дадим слово самому автору при кратком изложении его одной из основных педагогических ра ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru