Нетрадиционный урок, его характерные особенности, типология

Страница 2

Чем же характеризуется нетрадиционный урок? В современной методической литературе мы находим множество определений, раскрывающих это понятие с разных сторон.

«Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, нетрадиционной (не установленной) структуры».

«Нестандартные формы урока - это переосмысление построения основных его этапов с достаточным уровнем креативности, использованием переноса других форм внеурочной активности, применением современных информационных технологий и интеграцией с другими предметами школьной программы».

Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности.

Анализ педагогической литературы позволил нам выделить несколько десятков видов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

уроки «погружения», деловые игры, пресс- конференции, соревнования, уроки типа КВН, театрализованные, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения учащихся, уроки творчества, аукционы, уроки, которые ведут учащиеся, уроки-зачеты, творческие отчеты, конкурсы, бинарные уроки, уроки-обобщения, фантазии, игры, «суды», уроки поиска истины, лекции, семинары, концерты, диалоги, «Следствие ведут знатоки», «Поле чудес», уроки - ролевые игры, конференции, интегрированные уроки, экскурсии, путешествия и т.д.

Существует множество типологий нестандартных уроков, мы приведем две наиболее распространенные из них: по методическим функциям и по форме проведения.

Таблица 1. Типология уроков по методическим функциям

Типы уроков

Формы уроков

Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям и навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Уроки проверки и учета знаний и умений

уроки - экспедиции (путешествия) уроки-исследования уроки-инсценировки учебные конференции ("пресс-конференции") интегрированные уроки.

Практикумы творческие практические работы уроки-диалоги и семинары уроки с ролевой, деловой игрой

Семинары повторительно-обобщающие диспуты игровые: КВН,"Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Счастливый случай"интегрированные, театрализованные уроки уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования.

Зачетные викторины, конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, проектов, Творческие отчёты.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Творческие уроки: урок-фантазия, урок-сказка;

2. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения;

3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет;

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, "живая газета", устный журнал;

5. Уроки, основанные на применении современных информационных технологий: Интернет-проект, веб-квест;

6. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

7. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина;

8. Интегрированные уроки.

Вышеперечисленные формы уроков широко используются в обучении иностранным языкам.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Различные виды упражнений, как ведущие средства обучения
Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Так что же такое упражнение? Упражнение должно отвечать следующим требованиям: в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, то есть попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно направленно. И это очень важно использовать в ...

Педагогическое общение
В педагогическом общении необходимо учитывать, что установки формируются в результате оценки внешнего вида студента, его общения с преподавателем и на основании информации, полученной преподавателем о студенте. Благодаря установкам преподаватели иногда сами формируют неуспешность студента. Однако у преподавателя, владеющего техникой педагогического общения, подобные установки или вообще не возник ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru