Нетрадиционный урок, его характерные особенности, типология

Страница 1

Рассмотрение целей и задач учебных занятий по иностранному языку, структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. В настоящее время цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний умений и навыков, а и в подготовке школьников как субъекта своей образовательной деятельности. Все это также требует пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения. Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения.

Одним из первых ученых, обратившихся к пересмотру традиционных основ обычного обучения, направленного к чувственной сфере и разработавшим основы смыслового обучения, был К. Роджерс . Он выделил два типа обучения: традиционное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, которое дает обучающимся знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Благодаря такому разделению в гуманистической педагогике появилось образное понятие – «деятельность ученика», т.е. особым образом организованная работа ученика. Она представляет привычный процесс обучения с непривычной стороны: как организацию взаимодействия между учителем и учениками. Но при этом важным становится не отражение знаний учителя, а размышления над ними.

Развитие формы урока вызвано также стремлением противостоять опасной тенденции снижения интереса школьников к занятиям, которая обнаружилась в Отечественной школе еще с середины 70-х гг. и, к сожаленью, в настоящее время продолжает усиливаться. Еще в 80-е годы М.И. Махмутов указывал на значимость и важность новых подходов в разработке урока. В. Оконь во “Введении в общую дидактику” (90-е гг.) рассматривает четыре пути развития образования. За основу первого пути принимается усвоение знаний учащимися в готовом виде. Второй путь способствует развитию мышления учащихся в ходе решения проблем. Третий путь развивает оперативную деятельность учащихся, вырабатывает умение действовать. Далее «речь идет о новом (четвертом) пути учебы, который формирует чувство и поведение молодежи. Этот путь связан с эмоциональными процессами в ходе учебы, когда выделяются какие-то морально-этические, общественные ценности для того, чтобы учащиеся вырабатывали к ним собственное отношение и вместе с тем упорно создавали свою систему ценностей и вырабатывали направление собственного поведения». Этот подход затрагивает, прежде всего, методы обучения, а также в значительной мере заложен в нетрадиционном подходе к конструированию уроков.

М.И. Махмутов дал теоретическое обоснование построения нетрадиционных уроков, исходя из дидактической структуры урока. Автор отмечает, что «если число компонентов дидактической структуры постоянно, то число элементов методической подструктуры — величина переменная. Это обусловливает и большую вариативность методической подструктуры урока. Методическая подструктура, число элементов в ней, их номенклатура и последовательность определяются учителем исходя из общей дидактической структуры урока и дидактических целей образования, развития и воспитания. Именно здесь проявляется творчество учителя, его эрудиция и методическое мастерство. Однако характер методической подструктуры урока зависит не только от содержания его общей дидактической структуры. Последняя отражает основные этапы обучения и организации современного урока. Связующим звеном между этими двумя структурами служит внутренняя логико-психологическая подструктура урока». Таким образом, творчески подходя к построению методической и логико-психологической подструктур урока, учитель во многом обеспечивает его нетрадиционность, новизну, привлекательность, максимальную продуктивность при достижении любых целей обучения, развития или воспитания.

Далее, исходя из актуальности проблемы развития форм обучения, хотелось бы перейти к осмыслению и пониманию нетрадиционных активных форм проведения учебной работы.

Как показывает анализ практики, большинство учителей и сегодня продолжают придерживаться структуры традиционного урока при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется не только теоретической неразработанностью структуры современного урока. Умственный навык построения традиционного урока, выработавшийся у учителей в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что опрос, изложение, закрепление не главная цель учителя и что урок можно построить на основе других целей по другой дидактической схеме. К тому же, взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться .

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru