Графика как средство познавательного развития детей

Страница 6

Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Этот метод рассматривался в исследованиях Е.А. Флериной, В.А. Езикеевой, Р.А. Мирошкиной и др.

Иллюстрация – рисунок, образно рскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.

Средствами, с помощью которых дети дошкольного возраста создают образ в рисунке, являются форма, композиция, цвет. Большое внимание уделялось изучению таких выразительных средств детского рисунка, как цвет (В.С. Мухина, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Г. Казакова), композиция (Е.В. Шорохов, С.Д. Левин). Роль формы как художественного средства изучалась меньше.

Детей учат передаче формы предметов, однако обучение передаче выразительности и эстетических качеств форм предметов поставлено слабо. Воспитатели больше обращают внимание на такую функцию изобразительной деятельности, как отражение предметов и явлений окружающей действительности, часто игнорируя другую функцию, функцию выражения отношения к изображаемому через создание выразительной формы. Не владея изобразительными навыками, не зная, как можно подчеркнуть эстетические качества формы предметов, ребенок начинает избегать рисовать людей, животных, без которых не может быть отражена ни одна сколько-нибудь содержательная тема. Игнорирование воспитателем внимания ребенка к выразительности формы приводит к обеднению содержания рисунка при низком качестве его выполнения. Рисунки теряют воспитательную ценность, перестают удовлетворять ребенка.

В то же время существует средство, способствующее улучшению выразительности детских рисунков – это рассматривание с детьми иллюстраций в книгах. Знакомясь с ними, дети могут заинтересоваться формой и техникой изображения, поучиться у художников выразительности при передаче форм предметов.

В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование у детей устойчивого интереса к книжной графике, внимательного и бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней. Дети учатся эмоционально откликаться и сопереживать поступкам героев, привлекая свой опыт, личные ассоциации при слушании книги и рассматривании иллюстраций, общаться с товарищами и взрослыми по поводу увиденного. Подводим детей к пониманию того, что иллюстрация в книге сопровождает текст, поясняет его и соответствует жанру литературного текста и средств выразительности, которые использовал художник для создания изобразительного образа. При этом внимание обращается на жанровый характер произведения (сказочное или реалистическое, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое), на пространственные свойства рисунка: форма, величина, поза, жест, движение или покой; мимика героя и т.д. Покажем детям роль и выразительность точки, линии, штриха, контура или силуэта, цветового пятна в тех или иных иллюстрациях.

Цветовая согласованность – колорит – поможет понять эмоциональное состояние героев, время года или суток, состояние погоды, общее настроение или отношение художника к изображаемому, послужит более глубокому пониманию жанра или стиля литературного произведения. Отметим и значение композиционного построения изображения на странице и в книге в целом, рассмотрим ее макет и организацию, оформление. Внимание детей обратим на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже могут знать имена некоторых иллюстраторов и те произведения, которые они оформляли. Будем способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношение к увиденным рисункам, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовали полученные знания в собственном творчестве .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Рекомендации по совершенствованию работы директора школы
Итак, как мы выяснили, работа директора школы является добросовестной и качественной. Имидж директора школы на высоком уровне. Директор данной школы является позитивным и справедливым человеком. Отношения между персоналом являются практически бесконфликтными, а то во многом заслуга директора школы. Именно она выбирает персонал, а также не создает ситуаций для конфликтов (справедливость в распреде ...

Педагогическая психология и дидактика
Психика – это особое свойство высокоразвитой живой материи отражать объективную действительность. Высшая ступень психики – человеческое сознание. Возможность решить многие острые проблемы педагогики, учебного процесса дает непосредственное синтезирование этих наук – педагогическая психология. Педагогическая психология в отличие от педагогики, рассматривает вопросы: кто, что, кому, как и зачем пре ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru