Социокультурный подход в обучении иностранным языкам

Страница 1

В настоящее время существует великое множество подходов к обучению, предлагаемых методикой, педагогикой, дидактикой и другими науками. Мы остановились на тех, которые получили наибольшее распространение в нашей стране.

С точки зрения Бим И.Л. «подход – это самая общая исходная концептуальная позиция, отталкиваясь от которого исследователь (сознательно или бессознательно) рассматривает большинство остальных своих концептуальных положений. Подход выступает тем самым как самая общая частнометодологическая основа исследования в конкретной области знания. Это как бы точка зрения на направление, вкотором должно вестись исследование».

По мнению Гез Н.И., Ляховицкого М.В., Миролюбова А.А. «подход – термин, наиболее часто встречающийся в современной зарубежной методике обучения иностранным языкам. Если «метод» - это тактическая модель процесса обучения, «подход» можно представить как стратегию обучения иностранному языку»

Существуют попытки выделить разные подходы к обучению иностранным языкам на основе учета более многообразных факторов, в том числе лингвистических.

Вятютнев М.Н., Ляховицкий М.В., например, в одном случае выделяют шесть подходов: грамматический, прямой, бихевиористский, чтения, коллективный, коммуникативно-индивидуализированный, в другом случае – три: формальный, тематический и функциональный. И наконец, приходят к выводу о существовании двух (крайних) подходов: формальном изучении языка и практическом.

Бим И.Л., Климентенко А.Д., Миролюбов А.А. называют другие подходы к обучению выделенные с позиции дидактики. Это в первую очередь, комплексный подход, который помимо общепедагогического значения имеет в методике обучения иностранным языкам и специфическое значение. Автор говорит о комплексном подходе к реализации целей – практических, воспитательных, образовательных и развивающих (то есть об их единстве), о комплексном подходе к развитию основных видов речевой деятельности – говорения, аудирования, чтения и письма (то есть об их взаимосвязи) и.т.д.

Кузовлев В.П., Пассов Е.И., Леонтьев А.А и другие не меньшее внимание уделяют индивидуальному подходу, выделяемому в дидактике, то есть учет склонностей, интересов, жизненного опыта учащихся.

Широкое распространение в методике обучения иностранным языкам получил структурно-функциональный подход, который представляет собой разновидность системного подхода, приложенного к сфере лингвистики. Этот подход ориентирован в большой мере на учет лингвистических факторов и основан на представлении об овладении языком как разноструктурной системой и речевыми единицами как разноуровневыми явлениями, выполняющими разные функции речи. Этот подход используется главным образом в начале обучения. Он постилирует системность языка и речи и направлен на поиск системности в обучении иностранным языкам, распространяясь прежде всего на организацию иноязычного грамматического материала для обучения говорению.

Таким образом, все эти подходы действуют на разных уровнях организации учебно-воспитательного процесса при обучении иностранным языкам. Наиболее актуальный из них в обучении иностранного языка – это коммуникативный подход. Он появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с выдвижением новой цели обучения – овладение языком как средством общения, или коммуникации. В отечественной методике термины «коммуникация» и «общение» различаются. Общение включает в с себя перцептивное звено, коммуникативное и интерактивное. Таким образом, общение представляет с собой более широкое понятие, включает коммуникацию и определяется как передача и сообщение информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей. Необходимо отметить, что факт взаимодействия произносят фразы, реплики, но обмена информацией, понимания и взаимовлияния в процессе взаимодействия не происходит. Причиной этого является несформированность коммуникативной компетенции, которая рассматривается всеми исследователями коммуникативного подхода в качестве главной цели обучения.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Этапы развития игры
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особен ...

Характеристика внимания, как психологического процесса
заикание внимание психологический логопедический Для восприятия любого предмета или явления, необходимо, чтобы оно вызвало ответную реакцию, которая позволит нам «настроить» на него органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность, сосредоточенность психической активности на определённом объекте, при отвлечении от других, называется вниманием. Без внимания не возможно воспри ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru