Графика как средство познавательного развития детей

Страница 7

Дети видят разницу в передаче художниками формы и фактуры объектов, изображенных карандашом или красками, замечают стили рисунка (выполненные линией или тональным пятном), но в основном внимание детей направлено не на выяснение стиля рисунка, а на его детали (положение персонажей, их действия). Дети отмечают стиль рисунка только тогда, когда педагог обращал на это их внимание.

Восприятие образов, созданных художниками, идет у старших дошкольников в основном обособленно от восприятия характера линий рисунка (плавных, ломанных). Большинство детей не обращают внимания на взаимосвязь настроения персонажа иллюстрации с характером использованных для его рисования линий. Но можно развить у детей понимание зависимости характеристики образа от использования художником различных по характеру линий.

Намного легче детям 6–7 лет дается восприятие в иллюстрациях линий разной толщины и установление взаимосвязи их характера с персонажем («Медведь больше и крепче мышки, поэтому художник рисовал его широкой линией»; «Лапки у мышки маленькие, поэтому линия тонкая»). В меньшей мере доступно для детей восприятие линий, разных по свету («Где линии самые светлые, там солнце светит»; «линии темные, потому что здесь сарафан лисы в тени»).

Следует отметить наличие желания детей связать создаваемый ими в рисунке образ животного с сюжетом, описанным в рассказе и отраженным в иллюстрациях. Большинство детей предпочитают выполнить линейный рисунок (так, как художник И. Нахова); другие выполнить тоновый рисунок (как у художника В. Белышова). Во время рисования отмечаются попытки некоторых детей просмотреть иллюстрации еще раз, при этом некоторые водить пальцем по контуру изображенного в иллюстрации.

Основные показатели художественного восприятия книжной иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста – следующие.

Устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.

Правильное соотнесение иллюстрации с текстом и жанром данного литературного произведения. Понимание единства содержания и средств художественной выразительности книжной графики: рисунка, передающего характер образа (с помощью линий, штрихов, пятен передается образ предмета, животного, человека, позы, движения, жесты, мимика); колорита – цветовой согласованности как средства передачи настроения героев, сезона или времени суток, подчеркивания главного; композиции – построения как макета книги, так и изображения на каждой странице, выделения главного. Понимание особенностей использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра и стиля литературного произведения. Видение индивидуальной творческой манеры изображения.

Представления о книжной графике, ее особенностях (связь с текстом), знание средств художественной выразительности, имен художников-иллюстраторов и книг, которые они иллюстрировали, видение их творческой манеры. Представления о творческом процессе создания рисунка для книги. Самостоятельные, доказательные эстетические суждения о художественных достоинствах иллюстраций.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Похожие статьи:

Педагогическая психология и дидактика
Психика – это особое свойство высокоразвитой живой материи отражать объективную действительность. Высшая ступень психики – человеческое сознание. Возможность решить многие острые проблемы педагогики, учебного процесса дает непосредственное синтезирование этих наук – педагогическая психология. Педагогическая психология в отличие от педагогики, рассматривает вопросы: кто, что, кому, как и зачем пре ...

Развернутый план-конспект урока производственного обучения по теме «Упражнения в управлении токарным станком»
План производственного обучения определяет конкретное содержание учебно-производственных заданий, последовательность их выполнения. План разрабатывается мастером производственного обучения под руководством старшего мастера на основе учебного плана, программы производственного обучения и перечня работ для данной профессии. В период производственного обучения или производственной практики учащихся ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru