Дети видят разницу в передаче художниками формы и фактуры объектов, изображенных карандашом или красками, замечают стили рисунка (выполненные линией или тональным пятном), но в основном внимание детей направлено не на выяснение стиля рисунка, а на его детали (положение персонажей, их действия). Дети отмечают стиль рисунка только тогда, когда педагог обращал на это их внимание.
Восприятие образов, созданных художниками, идет у старших дошкольников в основном обособленно от восприятия характера линий рисунка (плавных, ломанных). Большинство детей не обращают внимания на взаимосвязь настроения персонажа иллюстрации с характером использованных для его рисования линий. Но можно развить у детей понимание зависимости характеристики образа от использования художником различных по характеру линий.
Намного легче детям 6–7 лет дается восприятие в иллюстрациях линий разной толщины и установление взаимосвязи их характера с персонажем («Медведь больше и крепче мышки, поэтому художник рисовал его широкой линией»; «Лапки у мышки маленькие, поэтому линия тонкая»). В меньшей мере доступно для детей восприятие линий, разных по свету («Где линии самые светлые, там солнце светит»; «линии темные, потому что здесь сарафан лисы в тени»).
Следует отметить наличие желания детей связать создаваемый ими в рисунке образ животного с сюжетом, описанным в рассказе и отраженным в иллюстрациях. Большинство детей предпочитают выполнить линейный рисунок (так, как художник И. Нахова); другие выполнить тоновый рисунок (как у художника В. Белышова). Во время рисования отмечаются попытки некоторых детей просмотреть иллюстрации еще раз, при этом некоторые водить пальцем по контуру изображенного в иллюстрации.
Основные показатели художественного восприятия книжной иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста – следующие.
Устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.
Правильное соотнесение иллюстрации с текстом и жанром данного литературного произведения. Понимание единства содержания и средств художественной выразительности книжной графики: рисунка, передающего характер образа (с помощью линий, штрихов, пятен передается образ предмета, животного, человека, позы, движения, жесты, мимика); колорита – цветовой согласованности как средства передачи настроения героев, сезона или времени суток, подчеркивания главного; композиции – построения как макета книги, так и изображения на каждой странице, выделения главного. Понимание особенностей использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра и стиля литературного произведения. Видение индивидуальной творческой манеры изображения.
Представления о книжной графике, ее особенностях (связь с текстом), знание средств художественной выразительности, имен художников-иллюстраторов и книг, которые они иллюстрировали, видение их творческой манеры. Представления о творческом процессе создания рисунка для книги. Самостоятельные, доказательные эстетические суждения о художественных достоинствах иллюстраций.
Похожие статьи:
Образовательные программы
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования. Програм ...
Позиции самоотражения учителем своего
психолого-поведенческого облика
В межличностном взаимодействии педагога и обучаемых выделяют позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика. Общетелесное самораспоряжение
: · манера перемещаться по классу; · излюбленные позы; · избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания. Отметим основные факторы влияния общетелесного самораспоряжения учителя на особенности проведения урока: · повышенная ...