Однако, студенты пока еще имеют весьма смутное представление о своих идеалах, образах, к которым нужно стремиться. Самостоятельно никто из них не может четко сформулировать ближайшие цели, как правило, на этой стадии, цель для всех едина – получить диплом. Они не в состоянии серьезно подойти к решению той или иной профессиональной проблемы или задачи, ответы на вопросы, как правило, являются воспроизведением ранее услышанного или увиденного, а поведение в предложенных ситуациях сконцентрировано на подражании кому-либо.
Результатом прохождения этого этапа должно стать формирование у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессиональной направленности. Для этого необходима специально организованная система педагогических мероприятий.
Следующий этап профессионально-личностного саморазвития –самовыражение – реализуется в условиях собственно профессиональной подготовки. Цель этой стадии заключается в приобретении студентами нового способа действия, профессиональных знаний и умений. Характеризуется проявлением индивидуальной неповторимости, которая, в свою очередь, определяется как степень развития у конкретного студента таких качеств, как рефлексивность, креативность, критичность, усилением потребности в личностной и профессиональной самореализации. Студенты начинают логично рассуждать, делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт, стремятся пополнить знания о себе как будущем профессионале. Постепенно происходит соотнесение усвоенных знаний с будущей профессиональной деятельностью. Формируются навыки саморегуляции. Появляются первые прогнозы собственных результатов.
Данная стадия в профессионально-личностном саморазвитии будущего экономиста характеризуется сформированным самоосознанием, адекватной самооценкой, устойчивыми навыками самоорганизации и самоуправления. Но последние два компонента проявляются лишь ситуативно, в зависимости от обстоятельств, которые студенты считают наиболее благоприятными.
Результатом этого этапа профессионально-личностного саморазвития должны стать актуализация способности будущих экономистов к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретических и прикладных задач, профессиональная компетентность, создание собственных моделей будущей профессиональной деятельности.
Третий этап – устойчивого саморазвития – предусматривает освоение и закрепление на практике новых способов действия студентов и характеризуется сформированным самоосознанием, адекватной самооценкой, высоким уровнем самоорганизации и самоуправления будущего специалиста. Результатом данного этапа должна стать актуальная потребность у будущего экономиста в дальнейшем саморазвитии, сформированная субъектность.
Другими словами, когда профессиональная деятельность приобретает в глазах студента личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития Таким образом, можно сказать, что профессиональное саморазвитие будущих специалистов — это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека (когда профессионализм становится ценностью для личности) Следовательно, к основным ступеням профессионального саморазвития можно отнести профессиональную подготовку, профессиональную деятельность и профессиональное совершенствование.
Таким образом, под профессиональным саморазвитием мы понимаем целостный, разворачивающийся во времени многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования.
Похожие статьи:
Цели и особенности учебного процесса в становлении и развитии клубных
формирований
Четкая обоснованная и масштабная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного объединения. Цели клубных объединений социально детерминированы и должны быть квалифицированно «переведены» на педагогический язык должны воплотиться в детальную программу педагогических действий. Общественная значимость клубного объединения зависит от идеологической и культурной ценности занятий, интерес к ко ...
Творческое воображение подростка
У подростков с порой полового созревания соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии. В этот период происходит глубокое преобразование воображения: из субъективного оно превращается в объективное. В физиологическом порядке причина такого кризиса - образование взрослого организма и взрослого мозга, а в порядке психологическом - антагонизм между чистой субъективностью ...