Условия профессионального саморазвития

Страница 2

Сегодня многие педагоги испытывают потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса, проявляют желание строить педагогическое взаимодействие на основе гуманистических принципов. В этой связи они считают необходимым пополнить свой теоретический и технологический арсенал. Необходимо отметить, что большинство педагогов обладает профессиональными умениями для поддержки личностного роста и развития индивидуальности студента, что педагогические коллективы учебных заведений стараются создать благоприятную нравственно-психологическую атмосферу. Студенты доверяют преподавателям и обращаются к ним в трудной жизненной ситуации.

Отсюда надо сделать вывод, что педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно-ориентированный характер.

Педагогическая поддержка профессионального саморазвития студента должна обеспечиваться учебно-воспитательным процессом, построенном на индивидуально-дифференцированном подходе и реализующемся через:

- создание педагогических условий для саморазвития студента в процессе изучения учебных дисциплин;

- организацию учебно-воспитательной деятельности таким образом, чтобы каждый студент был его полноправным субъектом, осознающим и использующим имеющиеся возможности для саморазвития личности; построение субъектного педагогического общения между студентом и преподавателем, выражающегося в признании значимости личности первого и способствующего утверждению активной жизненной позиции студента, как важного фактора, повышающего эффективность и интенсивность процесса профессионального саморазвития.

Выделяют три компонента профессионального саморазвития студентов.(Рис 4).

Рисунок 4 Компоненты профессионального саморазвития

Мотивационно-целевой компонент представляет собой совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей преобразования (саморазвития); подготавливает целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивает его.

Содержательно-операционный компонент включает систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности, способствует как саморазвитию человека в целом, так и в его профессиональной деятельности.

Рефлексивный компонент готовности предполагает наличие объективной оценки своим действиям студентами в процессе целенаправленного профессионально-личностного саморазвития. Его можно разделить на две части: оценка результатов преобразований и корректировка полученных результатов.

С целью активизировать профессиональное саморазвитие студенту в любом случае необходимы специальные приемы, методики и продуманные технологии.

Самоконтроль компетентности

· Оценка знаний современной экономики, менеджмента, отраслевых технологий, а также новаций, используемых в управлении, в том числе при проведении организационных преобразований. Для получения таких оценок можно использовать тесты знаний, практические задачи и анализ конкретных ситуаций. На основе полученных оценок важно сделать правильный вывод о характере изменения своей профессиональной компетентности за последний период времени.

· Оценка своих личностных профессионально важных качеств, например, таких, как критичность-самокритичность, уверенность-самоуверенность, зависимость-самостоятельность. Эти качества можно оценить у себя также с помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного поведения в значимых профессиональных ситуациях. Здесь также важно не просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается прогресс (положительная динамика), а в чем он отсутствует.

· Определение причин как положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия: это позволит уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап карьерного роста.

Самоконтроль компетентности - процедура, которую желательно проводить если не постоянно, то как минимум периодически, не только с помощью самонаблюдения, но и посредством качественного инструментария.

Инвентаризация перемен в работе и в себе

Процедура, которую необходимо проводить раз в квартал или как минимум раз в полгода. Суть ее в учете, анализе и систематизации всех изменений в задачах, содержании, требованиях выполняемой работы, с одной стороны, и тех изменений, которые за этот период произошли в собственной личности и профессиональной компетентности - с другой. Подобные оценки позволяют определить, насколько они соответствуют друг другу. Смысл этой процедуры состоит в том, чтобы своей профессиональной готовностью постоянно опережать уровень изменяющихся требований к решаемым задачам.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Практические основы рекреационно-оздоровительных занятий
Экспериментальной базой исследования являлась специальная (коррекционная) образовательная школа 3–4 вида для детей с отклонениями в развитии. В качестве испытуемых выступили дети 3 класса. Исследование было организованно в несколько этапов: · Проведение диагностики физического развития; · Разработка системы подвижных игр; · Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры; · Проведе ...

Использование компьютера на уроках
В настоящее время во всех школах идет раннее обучение иностранному языку. И порой недостаточно использовать традиционные средства обучения, такие как учебник, картинки и тому подобное. Поэтому все чаще учителя иностранных языков стали использовать на своих уроках компьютер. Основной причиной использования компьютерных программ можно считать то, что часто на уроках иностранного языка процесс вовле ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru