Применение игровых технологий на уроке географии

Страница 1

Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) как форма активного обучения (нестандартный урок); 4) как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы); 5) как новая технология обучения.

Существует множество видов классификации игр, зависящих от факторов, положенных в их основу. По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными; по дидактической цели — игры, в ходе которых происходят изучение нового материала, проверка знаний и умений, закрепление и обобщение, по форме организации учебной деятельности — индивидуальные и коллективные. Представленная на рисунке классификация игр базируется на двух признаках: характере действий и содержании.

Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их создания и проведения. Если при проведении игры моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такая игра относится к имитационной.

Рассмотрим методические особенности проведения некоторых видов игр.

Имитационные (ролевые) игры требуют специальной подготовки учащихся к исполнению ролей. Наиболее известны следующие виды ролевых игр: 1) представление в лицах (инсценировка) какой-либо истории, описанной в литературе, в печати (например, известная в области охраны природы история создания Петрограда); 2) выход за пределы реально происходящей истории (например, определение последствий вырубки лесозащитных полос для животного мира Украины); 3) «действия за другого»: попытка понять мотивы действий другого человека (например, директора завода) через принятие его установок (привычных способов действий и мышления) и обстоятельств деятельности; 4) перенос исторических событий в современную ситуацию (например, моделирование заседания компетентной комиссии, которая в современных условиях решает вопрос о строительстве целлюлозно-бумажного комбината на берегу озера Байкал); 5) разыгрывание действия по определенному сценарию, который может быть связан с решением конкретного вопроса, скажем, об использовании территории как места массового туризма или создании национального парка; 6) общая тема в частном (персональном) преломлении (например, общая задача ознакомления с природными процессами может быть поставлена так: «Как родители могут помочь своему сыну-школьнику лучше узнать жизнь природы?»); 7) непосредственное изучение социальных ситуаций (посетители рвут цветы рядом с табличкой, запрещающей это, охотник в азарте нарушил правила охоты и т. д.) с целью понять, какова логика действий попавших в них людей; 8) тренировка в исполнении роли (например, отработка действий охотинспекторов при задержании браконьера и т. д.).

Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение обучаемым способности к самовыражению, понимание им самого себя и позиций других людей. Обучение происходит через возможность сыграть роль из реальной жизни.

Для создания атмосферы свободного разыгрывания ролей необходимо помнить о некоторых важных моментах. Во-первых, исключение порицания и критики. При разыгрывании ролей существуют различные более или менее продуктивные пути, но не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей. Учитель должен сказать: «Давайте ясно поймем одно: мы не должны смеяться ни над кем в этой аудитории». Во-вторых, важно полноценное участие учителя в игре. При этом он должен играть двойную роль: с одной стороны, как непосредственный исполнитель роли, с другой — как объективный наблюдатель за тем, что происходит, вносящий коррективы в развитие процесса взаимодействия между учениками.

Имитационная игра — частный, более структурированный вариант ролевой игры. Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных, поэтапно развертывающихся ситуациях и поэтому заслуживает специального внимания. В имитационной игре действия участников соответствуют сценарию, моделирующему какие-либо аспекты социальной действительности. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные игроки не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. В большинстве случаев требуется объединение усилий и ресурсов участников игры для достижения значимых целей. В ходе игры ее участники принимают на себя роли, соответствующие реальной действительности в имитируемой ситуации. Важное достоинство имитационных игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомиться со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и институтов, но и дают обучаемым опыт коллективного принятия решений. Имитационная игра — сильный стимулятор активной учебной деятельности школьников, так как достижение целей группы зависит от активности каждого ее участника, от умения ребят планировать и осуществлять взаимодействие друг с другом и с преподавателем.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Определение целей обучения при использовании информационных технологий
Для того чтобы использовать информационные технологии на уроках иностранного языка на старшем этапе, прежде всего, следует определить цели, которые необходимо поставить. Изучив материал, мы выяснили, что этими целями могут быть следующие: ― включение материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения); ― самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы ...

Организация профессионального отбора на педагогическую специальность РФ и Франции
В воспитательной концепции Франции практика профессиональной ориентации организуется комплексно, в сочетании различных форм, методов, средств, существенно повышающих воспитательный потенциал профориентационной работы. Методы профориентационной работы. Прежде всего, остановимся на классификации методов профориентации. Методы информирования. К ним, по мнению Н. Шове и В. Коэн-Скали, относятся: знак ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru