Исторический анализ проблемы преподавания психологии в школе

Новая педагогика » Развитие воображения дошкольников на занятиях по психологии » Исторический анализ проблемы преподавания психологии в школе

Страница 2

В начале XX в. появляются работы, в которых рассматриваются уже теоретические аспекты методики преподавания психологии. В частности, выходит книга Нечаева "Как преподавать психологию? Методические указания для учителей средних учебных заведений". Обсуждая вопрос о целях и задачах преподавания психологии, он пишет: "Самая скромная цель, которую может преследовать средняя школа, заключается в том, чтобы помочь ученику осмысленно пользоваться ходячими выражениями обыденной речи. В нашей речи постоянно встречаются такие слова, как представление, чувство, воля, внимание, настроение, характер и т. д. Выяснить значение этих распространенных психологических терминов и будет самой скромной целью преподавания психологии в гимназиях" .

Нечаев ставит перед учителем психологии три задачи:

1) помочь учащимся осознать поведение людей;

2) связать курс психологии со знаниями учащихся по другим предметам, показать единство этих знаний;

3) насытить научным содержанием, часто встречающиеся в обыденной речи термины, иначе говоря, уточнить и расширить понятия учащихся.

В начале XX в. во многих высших учебных заведениях преподавались также прикладные отрасли психологии. Наряду с курсами общей и экспериментальной психологии читались курсы по педагогической, дифференциальной психологии. О содержании других психологических курсов того времени можно судить по работам, опубликованным на их основе. Таковы, например, "Очерки педагогической психологии" приват-доцента Московского университета М. М. Рубинштейна. В свет вышло три издания этой книги (последнее в 1920 г.). В 1915/16 учебном году приват-доцент П. П. Блонский читал в Московском университете курс по педагогике; в том же году вышла книга "Курс педагогики" ("Введение в воспитание ребенка") (1915). Это был наиболее подробный курс из числа дореволюционных курсов по педагогике. В 1907 г. в Московском университете приват-доцент Н. Д. Виноградов начал читать необязательный курс по педагогической психологии. Содержание этого курса было изложено в двухтомном издании — "Педагогическая психология в связи с общей педагогикой" (1916) .

На преподавание психологии в педагогических институтах в 20-30-х гг. значительное влияние оказало распространение идей педологии как комплексной науки, объединяющей знания о развитии ребенка, накопленные в педагогике, психологии, физиологии. Вначале 20-х гг. педология настойчиво популяризировалась в печати, на съездах, конференциях.

С начала 40-х гг. в ряде университетов при философских факультетах открываются психологические отделения, и таким образом впервые начинается подготовка профессиональных психологов. В 1940 г. философские и экономические отделения исторического факультета Ленинградского университета были реорганизованы в самостоятельные факультеты. В 1944 г. в рамках философского факультета было создано отделение психологии. Возглавил его Б. Г. Ананьев .

В 50-х гг. совершенствовалось также преподавание психологии для студентов педагогических институтов (Соколов, Лейтес, 1951). Традиционными темами или учебными курсами были: общая, возрастная и педагогическая психология. Помимо лекций начали проводиться практические занятия по психологии. В 1970 г. появился учебник по психологии под редакцией А. В. Петровского для студентов педагогических институтов .

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение в пенитенциарной системе
Как известно, одной из важнейших социальных проблем в разные этапы развития общества являлась преступность. В разные эпохи существования человечества общество пыталось разрешить эту проблему, как правило, ужесточая меры пресечения. Однако применение подобных мер лишь усугубляло криминализацию общества и не снижало социальной напряженности. В последние несколько десятилетий руководства многих госу ...

Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости: 1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость; 2. имбецильность — глубокая умственная отсталость; 3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость. По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость под ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru