Особенности рассказов А.П. Чехова

Страница 3

Для Ионыча, пересчитывание купюр стало высшим наслаждением. Теперь его труд можно расценивать как моральное падение.

Чехов во многих своих рассказах на примере профессии врача показал зависимость деловых качеств специалиста от жизненного идеала, которым освещен труд.

Рассказ «Скучная история» повествует о драматичной судьбе профессора Николая Степановича. Герой талантлив, обладает обаянием, юмором, знаниями. Но и его подстерегла «житейская катастрофа». Только на склоне лет Николай Степанович убедился в отсутствии у него четких представлений о смысле жизни и труда. Он понял, что без таких представлений жизнь бессмысленна.

Жизнь многих чеховских героев могла бы сложиться по-иному, но они сами предпочли обывательскую жизнь свободной, смелой деятельности. Писатель в своих произведениях призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, не предавать светлых идеалов молодой любви, беречь в себе человека, найти свое дело. «Без труда не может быть чистой и радостной жизни», – говорит герой рассказа «Три года» Лаптев. Любимый труд – великое счастье, в чем и признается чеховский герой Егор Семеныч из произведения «Черный монах».

Драматизм рассказов Чехова часто состоит в том, что люди, в них представленные, даже не понимают бессмысленности своего существования. Вот один из наиболее грустных рассказов «Приданое». Рассказчик трижды, с интервалами в несколько лет, попадает в маленький городской домик. Обитательницы его, мать и дочь Чикомасовы, с утра до ночи шьют приданое для Манечки. Сначала ей девятнадцать лет, потом она – перестарок. Наконец ее уже нет на свете. А мать все продолжает шитье. Замужество становится все большей абстракцией, отговоркой и оправданием в явно бессмысленной работе. Этим женщинам не может прийти в голову вопрос о назначении жизни.

Конечно, «идейный тупик», в котором оказываются чеховские персонажи, характерен для многих людей конца XIX века. Эти годы воспринимались как период безвременья. Но отсутствие четкого мировоззрения – не только вина общества. Это всегда и вина человека.

Смысл жизни никогда не дается в готовом виде. Люди его долго и мучительно ищут, совершая правильные и неправильные поступки.

Действия главного героя рассказа «О любви» определяют его дальнейшую судьбу. Помещиком Алехиным руководят благородные побуждения. Полюбив жену своего товарища, он сам отказывается от счастья с любимой женщиной. И только перед ее отъездом Алехин признается ей в любви, но считает, что их любовь невозможна, ему просто нечего предложить своей возлюбленной. Совершенно ясно, что если бы он не испугался жизни, боролся за свою любовь, это принесло бы счастье не только ему, но и его любимой.

Чеховские рассказы напоминают нам о том, что свою судьбу мы определяем сами, именно мы в ответе за то, что будет в нашей жизни. И удел каждого поколения, каждого человека – заново открывать для себя назначение жизни. Вот почему чеховские уроки нравственности всегда актуальны.

В своих рассказах Чехов затрагивает множество разнообразных тем. Это:

· Тема любви («О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином»);

· Тема деревни, судьбы народа, крестьянства («Мужики», «В овраге», «Новая дача»);

· Тема интеллигенции («Студент», «Ионыч», «Дом с мезонином» и др.);

· Тема детства («Мальчики», «Гриша» и др.);

· Тема смысла жизни («Скучная история», «Приданое», «Кухарка женится», «Событие»).

Это далеко не полный перечень тем рассказов Чехова.

Отношение к миру формируется у человека пока еще неосознанно, с детства, с этого начального этапа духовной биографии всякой личности. Детство…Счастливая пора, когда все видится в добром свете. В рассказах Чехова дети – самые активные защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых.

Дети появляются уже в самых ранних произведениях Чехова: гимназист-двоечник в рассказах «Папаша» и «Случай с классиком». Но это пока эпизодические лица.

Цикл «детских» рассказов Чехова начался с рассказа «Кухарка женится» (1885 г.).

Уже самый маленький по возрасту чеховский герой Гриша («Гриша», 1886) интересен своим особым восприятием всего, что он видит вокруг. Ему только 2 года 8 месяцев, он едва умеет говорить, сколько-нибудь сложные фразы застревают у него в горле, но он уже интенсивно познает жизнь.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Режим дня
8.00 - 8.10 Горн трубит пора, пора! С добрым утром детвора! 8.10 - 8.25 Сразу дружно по порядку Все выходим на зарядку! 8.30 - 9.30 Все за стол! Узнать пора Чем богаты повара! 9.30 - 10.00 Интересное занятие- Подготовка мероприятия. 10.00-11.00 Кто куда: в поход, в театр, И в кружок и в зоосад. Час спортсменов - высший класс Поболейте-ка за нас! Не грустят в семействе нашем: Мы поем, танцуем, пля ...

Психологические особенности старшего школьника
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной важности. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, содержания, форм и методов. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru