В процессе обучения опорой для учителя служат и учебники русской литературы. Это далеко не единственный источник создания урока, но хорошее подспорье и помощь в процессе обучения.
Программа и учебники помогают систематизировать учебный процесс, дают основу, минимум, на который следует ориентироваться.
В белорусских школах в основном используются учебники русской литературы для средней общеобразовательной школы, утвержденные Министерством Образования РБ. Авторы-составители серии этих учебников: С.Н. Каратай, Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная. В них содержатся произведения и отрывки произведений, биографические сведения об авторах, предусмотрены вопросы и задания, хорошо предоставлен наглядный материал, присутствует краткий словарь литературных терминов.
Учебник для 5 класса содержит краткую справку о А.П. Чехове и его творчестве, даны годы жизни и помещен фотопортрет автора. Содержится полностью текст рассказа «Мальчики». К непонятным словам есть сноски. После произведения представлен ряд вопросов на выявление впечатления после прочтения, а затем даются вопросы для размышления и обсуждения. Следом размещена информация по теории литературы, дано определение понятию «рассказ», раскрыто понятие сюжета. В данном учебнике содержание полностью соответствует программе, но учебник предлагает еще и творческое задание для школьников – составить план сценария или пьесы для постановки на сцене по рассказу «Мальчики».
Учебник для 6-го класса также содержит небольшое вступительное слово об авторе и его творчестве, тексты 3-х рассказов: «Хамелеон», «Хирургия» и «Толстый и тонкий». После каждого текста предусмотрены вопросы на выявление впечатлений, на размышление и задания. К рассказу «Хирургия» предложены творческие задания: разыграть фрагмент рассказа, устроить конкурс групп чтецов, сочинить самим смешной диалог, поработать с иллюстрациями. Далее следует теоретический материал. Углубляется понятие сюжета, дается статья о рассказе Чехова. Каждый рассказ имеет сноски, поясняющие значение непонятных ученикам слов. Учебник построен в соответствии с программой.
Учебники 7, 8 классов не рассчитаны на изучение жизни и творчества А.П. Чехова, т. к. в программе в этих классах оно не предусмотрено.
В учебнике 9 класса (часть 2) под редакцией Т.Ф. Мушинской содержится глубокая интересная статья о творчестве Чехова. Открывается она эпиграфом, словами М. Горького о творчестве Чехова. Дан текст рассказа, после него вопросы на выявление первых впечатлений о прочитанном (рефлексия), вопросы для аналитической работы, задания по обобщению и наблюдению, творческие задания. Далее следует теоретический материал – статья «О литературном произведении, как художественной целостности». Рассматриваются такие теоретические понятия как «художественная целостность», «система образов», «художественный конфликт». Далее даны вопросы для самопроверки. В учебнике есть статья «Воспитать в себе личность», которая раскрывает суть чеховской программы нравственного совершенства. Содержится также информация о связи А.П. Чехова с белорусской интеллигенцией.
Похожие статьи:
Роль и функции педагогической поддержки в учреждении дополнительного
образования
Педагогическая поддержка ребенка (подростка) в учреждении дополнительного образования может быть представлена как оказание содействия в познании себя, в решении проблем ребенка в поликультурной среде, в защите прав ребенка. Таким образом, педагогическая поддержка ребенка в современном пространстве учреждения дополнительного образования направлена на создание гуманной кулътуросообразной обучающей ...
Повышение квалификации работников системы образования на основе
использования дистанционных учебно-методических комплектов
Основные идеи перехода к профильному обучению на старшей ступени общего образования состоят в том, что образование должно стать более ориентированным на индивидуальные потребности школьников, учитывать их дальнейшие профессиональные интересы, способствовать социализации подростков. Организация системы профильного обучения влечет за собой ряд необходимых нововведений, назовём только некоторые из н ...