Изучение творчества А.П. Чехова в школе

Страница 3

В процессе обучения опорой для учителя служат и учебники русской литературы. Это далеко не единственный источник создания урока, но хорошее подспорье и помощь в процессе обучения.

Программа и учебники помогают систематизировать учебный процесс, дают основу, минимум, на который следует ориентироваться.

В белорусских школах в основном используются учебники русской литературы для средней общеобразовательной школы, утвержденные Министерством Образования РБ. Авторы-составители серии этих учебников: С.Н. Каратай, Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная. В них содержатся произведения и отрывки произведений, биографические сведения об авторах, предусмотрены вопросы и задания, хорошо предоставлен наглядный материал, присутствует краткий словарь литературных терминов.

Учебник для 5 класса содержит краткую справку о А.П. Чехове и его творчестве, даны годы жизни и помещен фотопортрет автора. Содержится полностью текст рассказа «Мальчики». К непонятным словам есть сноски. После произведения представлен ряд вопросов на выявление впечатления после прочтения, а затем даются вопросы для размышления и обсуждения. Следом размещена информация по теории литературы, дано определение понятию «рассказ», раскрыто понятие сюжета. В данном учебнике содержание полностью соответствует программе, но учебник предлагает еще и творческое задание для школьников – составить план сценария или пьесы для постановки на сцене по рассказу «Мальчики».

Учебник для 6-го класса также содержит небольшое вступительное слово об авторе и его творчестве, тексты 3-х рассказов: «Хамелеон», «Хирургия» и «Толстый и тонкий». После каждого текста предусмотрены вопросы на выявление впечатлений, на размышление и задания. К рассказу «Хирургия» предложены творческие задания: разыграть фрагмент рассказа, устроить конкурс групп чтецов, сочинить самим смешной диалог, поработать с иллюстрациями. Далее следует теоретический материал. Углубляется понятие сюжета, дается статья о рассказе Чехова. Каждый рассказ имеет сноски, поясняющие значение непонятных ученикам слов. Учебник построен в соответствии с программой.

Учебники 7, 8 классов не рассчитаны на изучение жизни и творчества А.П. Чехова, т. к. в программе в этих классах оно не предусмотрено.

В учебнике 9 класса (часть 2) под редакцией Т.Ф. Мушинской содержится глубокая интересная статья о творчестве Чехова. Открывается она эпиграфом, словами М. Горького о творчестве Чехова. Дан текст рассказа, после него вопросы на выявление первых впечатлений о прочитанном (рефлексия), вопросы для аналитической работы, задания по обобщению и наблюдению, творческие задания. Далее следует теоретический материал – статья «О литературном произведении, как художественной целостности». Рассматриваются такие теоретические понятия как «художественная целостность», «система образов», «художественный конфликт». Далее даны вопросы для самопроверки. В учебнике есть статья «Воспитать в себе личность», которая раскрывает суть чеховской программы нравственного совершенства. Содержится также информация о связи А.П. Чехова с белорусской интеллигенцией.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования
В современных условиях сложилась такая ситуация, что приоритетным направлением работы общеобразовательных учреждений является подготовка учащихся к сдаче централизованного тестирования. В ГУО СОШ № 22 составлен план мероприятий по подготовке учащихся к централизованному тестированию (приложение В), согласно которому в школе проведена следующая подготовительная работа (приложение Г): В вестибюле ш ...

Результаты и обсуждение
В группе детей из шести человек сначала было проведено обследование, которое выявило уровень развития игры и общий уровень развития детей. Группа неоднородна, есть дети с нормальным развитием, а есть и с подозрением на задержку психического развития. По развитию игры из шести человек, пять были на два уровня ниже нормального развития игры. В течении семи недель были организованы следующие моменты ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru