Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах » Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Страница 4

Прочитанные рассказы могут вызвать у учащихся несколько одностороннюю реакцию: они могут увидеть лишь презрение писателя и не заметить сочувствия. Учитель должен напомнить, что Чехов – врач. И герои для него – те же больные. Он борется с болезнью – во имя больного. «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь», – говорил Чехов.

Преодолению возможной односторонности способствует разговор о рассказе писателя «Тоска» (1886), происходящий на уроке или во время факультатива. Прочитав этот рассказ, ученики увидят, что «маленькие люди» и «ничтожные люди» – это совершенно разные вещи. При изучении этого рассказа Г. Маранцман предлагает прослушивание музыкальных произведений

.

Зачастую эмоциональный словарь наших учеников не очень богат, и на вопросы о том, какие чувства вызвало у них то или иное произведение, каким настроением оно проникнуто, школьники говорят лишь: «хорошее», «плохое», «веселое», «грустное». Попытки определить нюансы того или иного чувства, настроения, нюансы значения того или иного слова, связанного с эмоциональной жизнью, способствуют как лучшему самовыражению подростка, так и расширению палитры его чувств.

Предложим учащимся прослушать несколько музыкальных фрагментов и определить, какой из них в наибольшей степени выражает именно то состояние, которое стоит за словом «тоска». (Например, фрагмент «Lacrimoso» из «Реквиема» В.А. Моцарта; фрагмент из Шестой симфонии П.И. Чайковского, фрагмент Adagio из Пятой симфонии Д. Шостаковича, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса. В музыке Моцарта мы услышим надрывающую глубину скорби, в музыке Чайковского – трагическое напряжение, «Грустный вальс» Сибелиуса вполне оправдывает свое название, а вот музыка Шостаковича потрясает именно своей безысходной, огромной тоской – иначе не скажешь.

Рекомендуется также при изучении этого рассказа активно работать над эпиграфом.

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, владыко мой,

Известна печаль моя.

«Эпиграф, предваряющий рассказ, – замечает П. Бессонов, – вводит читателя в атмосферу глобальной тоски, космического одиночества. Это первая строка духовного стиха, передающего жалобы библейского Иосифа, сына Иакова, проданного в рабство своими братьями».

Современная Чехову писательница Л. Авилова так вспоминала о своем впечатлении от рассказа: «Как я плакала над Ионой, который делился своим горем с своей клячей, потому что никто больше не хотел слушать его. А у него умер сын. Только один сын у него был и – умер. И никому это не было интересно. Почему же теперь, когда Чехов это написал, всем стало интересно, и все читали, и многие плакали?». Можно попросить учеников попытаться ответить на этот вопрос Л. Авиловой.В финале урока рекомендуется попросить учащихся словесно проиллюстрировать рассказ

, выбрав наиболее запомнившиеся эпизоды, а дома – пофантазировать на тему «Разговор Ионы с лошадью».

Работая в школе над рассказом «Хамелеон», учитель должен поставить его в связь с другими чеховскими рассказами, появившимися в начале 80-х годов в «малой прессе». Под руководством педагога учащиеся должны внимательно вчитатьсяв текст рассказа «Хамелеон», понять, что выбор и постановка Чеховым проблемы свидетельствуют уже о глубине постижения молодым писателем жизни. Чтобы дать почувствовать учащимся самостоятельность Чехова-юмориста, оригинальность его творческого метода (при наследовании им традиций русских реалистов-обличителей), следует тщательно исследовать

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Понятие и содержание культуры поведения
Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. "Человек человеку - друг" - этот принцип один из главных в нашей жизни, во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Обижаясь на невежливость кого-нибудь, мы говорим: ...

Новые информационные технологии в обучении английскому языку
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направл ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru