Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах » Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Страница 4

Прочитанные рассказы могут вызвать у учащихся несколько одностороннюю реакцию: они могут увидеть лишь презрение писателя и не заметить сочувствия. Учитель должен напомнить, что Чехов – врач. И герои для него – те же больные. Он борется с болезнью – во имя больного. «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь», – говорил Чехов.

Преодолению возможной односторонности способствует разговор о рассказе писателя «Тоска» (1886), происходящий на уроке или во время факультатива. Прочитав этот рассказ, ученики увидят, что «маленькие люди» и «ничтожные люди» – это совершенно разные вещи. При изучении этого рассказа Г. Маранцман предлагает прослушивание музыкальных произведений

.

Зачастую эмоциональный словарь наших учеников не очень богат, и на вопросы о том, какие чувства вызвало у них то или иное произведение, каким настроением оно проникнуто, школьники говорят лишь: «хорошее», «плохое», «веселое», «грустное». Попытки определить нюансы того или иного чувства, настроения, нюансы значения того или иного слова, связанного с эмоциональной жизнью, способствуют как лучшему самовыражению подростка, так и расширению палитры его чувств.

Предложим учащимся прослушать несколько музыкальных фрагментов и определить, какой из них в наибольшей степени выражает именно то состояние, которое стоит за словом «тоска». (Например, фрагмент «Lacrimoso» из «Реквиема» В.А. Моцарта; фрагмент из Шестой симфонии П.И. Чайковского, фрагмент Adagio из Пятой симфонии Д. Шостаковича, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса. В музыке Моцарта мы услышим надрывающую глубину скорби, в музыке Чайковского – трагическое напряжение, «Грустный вальс» Сибелиуса вполне оправдывает свое название, а вот музыка Шостаковича потрясает именно своей безысходной, огромной тоской – иначе не скажешь.

Рекомендуется также при изучении этого рассказа активно работать над эпиграфом.

Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, владыко мой,

Известна печаль моя.

«Эпиграф, предваряющий рассказ, – замечает П. Бессонов, – вводит читателя в атмосферу глобальной тоски, космического одиночества. Это первая строка духовного стиха, передающего жалобы библейского Иосифа, сына Иакова, проданного в рабство своими братьями».

Современная Чехову писательница Л. Авилова так вспоминала о своем впечатлении от рассказа: «Как я плакала над Ионой, который делился своим горем с своей клячей, потому что никто больше не хотел слушать его. А у него умер сын. Только один сын у него был и – умер. И никому это не было интересно. Почему же теперь, когда Чехов это написал, всем стало интересно, и все читали, и многие плакали?». Можно попросить учеников попытаться ответить на этот вопрос Л. Авиловой.В финале урока рекомендуется попросить учащихся словесно проиллюстрировать рассказ

, выбрав наиболее запомнившиеся эпизоды, а дома – пофантазировать на тему «Разговор Ионы с лошадью».

Работая в школе над рассказом «Хамелеон», учитель должен поставить его в связь с другими чеховскими рассказами, появившимися в начале 80-х годов в «малой прессе». Под руководством педагога учащиеся должны внимательно вчитатьсяв текст рассказа «Хамелеон», понять, что выбор и постановка Чеховым проблемы свидетельствуют уже о глубине постижения молодым писателем жизни. Чтобы дать почувствовать учащимся самостоятельность Чехова-юмориста, оригинальность его творческого метода (при наследовании им традиций русских реалистов-обличителей), следует тщательно исследовать

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Самостоятельная работа и производственная практика как методы профессионального саморазвития
В последние годы возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалистов, а также самостоятельной работы специалистов, и в связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов. (Рис 5) Рисунок 5 Методы профессионального саморазвития студентов Известно, что личность, ее способ ...

Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков ("положительный перенос") происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). "Отрицательны ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru