Нравственные вопросы, проблемы становления, самоопределения личности, самовоспитания волнуют подростков. Учитель обсуждает с ними требования Чехова к «воспитанному человеку» и размышляет над тем, что стоит за этими словами. Ученики должны знать, как упорно Чехов работал над собой. «Должен сказать тебе, – писал он жене, – что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает». Следы упорного труда самосовершенствования можно увидеть, разглядывая ряд фотографий
писателя разных лет жизни. Это прием использования наглядности.
Десятиклассники вместе с учителем вспомнить уже известные им рассказы писателя – «Хамелеон» и «Толстый и тонкий». Они отвечают на такие вопросы: какие чувства, мысли вызвали рассказы? Что их объединяет? Учащиеся отмечают общую для двух рассказов ситуацию «хамелеонства», уничтожение человека чином.
Еще один рассказ, рекомендованный для изучения – «Смерть чиновника». Перед чтением русский методист А.Г. Евлампиев рекомендует обратить внимание на название, спросить у учеников, какие читательские ожидания вызывает у них название; а после чтения посмотреть, оправдались ли они. Также А.Г. Евлампиев предлагает задать ученикам такие вопросы:
· Какие чувства вызвал рассказ?
· Смешной он или грустный?
· Вопросом, организующим анализ, может стать вопрос: «Отчего умер чиновник Червяков?».
· Какой случай привел в конечном итоге к смерти героя? Как это происходит?
Этим же методистом предложен такой прием, как составление таблички цитат
, показывающую, как изменяются чувства Червякова и генерала в процессе их общения.
|
Червяков |
Генерал | |
|
1) в зале |
«нисколько не сконфузился», «пришлось сконфузиться», «не мой начальник, чужой, но все-таки неловко», «Извините… я нечаянно…» |
«небрежно отмахнулся», «Ничего, ничего… Ах, сидите, пожалуйста, дайте слушать» |
|
2) в антракте |
«подозрительно поглядывая на генерала» |
«нетерпеливо шевельнул нижней губой», «Я уж забыл» |
|
3) в приемной в первый день |
«надел новый вицмундир, постригся», «начал докладывать» |
«Какие пустяки… Бог знает что!» |
|
4) в приемной в тот же день |
«Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит…», «забормотал», «Генерал, а не может понять» |
«состроил плаксивое лицо», «махнул рукой», «Да вы просто смеетесь…» |
|
5) в приемной на следующий день |
«забормотал», «млея от ужаса», «в животе… что-то оторвалось» |
«» Пошел вон!!» – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал», «затопав ногами» |
|
6) дома |
«помер» |
Похожие статьи:
Значение восприятия цвета в жизни человека
Глаз человека способен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но и разнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полный цвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения – тепла иди холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т.п. Например, люди быстро приходят в ...
Возникновение и развитие графической иллюстрации в России
Книга, - одно из самых значительных явлений культуры. Но помимо писателей книгу создают и художники, которые занимаются её оформлением. К иллюстрированию литературных произведений в России обращались такие известные художники, как: А.А. Агин, В.Ф. Тимм, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, В.М. Васнецов, Л.О. Пастернак, М.А. Врубель и другие. Но несмотря на это книжная иллюстрация до конца 19 ве ...