Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах » Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Страница 3

Нравственные вопросы, проблемы становления, самоопределения личности, самовоспитания волнуют подростков. Учитель обсуждает с ними требования Чехова к «воспитанному человеку» и размышляет над тем, что стоит за этими словами. Ученики должны знать, как упорно Чехов работал над собой. «Должен сказать тебе, – писал он жене, – что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает». Следы упорного труда самосовершенствования можно увидеть, разглядывая ряд фотографий

писателя разных лет жизни. Это прием использования наглядности.

Десятиклассники вместе с учителем вспомнить уже известные им рассказы писателя – «Хамелеон» и «Толстый и тонкий». Они отвечают на такие вопросы: какие чувства, мысли вызвали рассказы? Что их объединяет? Учащиеся отмечают общую для двух рассказов ситуацию «хамелеонства», уничтожение человека чином.

Еще один рассказ, рекомендованный для изучения – «Смерть чиновника». Перед чтением русский методист А.Г. Евлампиев рекомендует обратить внимание на название, спросить у учеников, какие читательские ожидания вызывает у них название; а после чтения посмотреть, оправдались ли они. Также А.Г. Евлампиев предлагает задать ученикам такие вопросы:

· Какие чувства вызвал рассказ?

· Смешной он или грустный?

· Вопросом, организующим анализ, может стать вопрос: «Отчего умер чиновник Червяков?».

· Какой случай привел в конечном итоге к смерти героя? Как это происходит?

Этим же методистом предложен такой прием, как составление таблички цитат

, показывающую, как изменяются чувства Червякова и генерала в процессе их общения.

Червяков

Генерал

1) в зале

«нисколько не сконфузился», «пришлось сконфузиться», «не мой начальник, чужой, но все-таки неловко», «Извините… я нечаянно…»

«небрежно отмахнулся», «Ничего, ничего… Ах, сидите, пожалуйста, дайте слушать»

2) в антракте

«подозрительно поглядывая на генерала»

«нетерпеливо шевельнул нижней губой», «Я уж забыл»

3) в приемной в первый день

«надел новый вицмундир, постригся», «начал докладывать»

«Какие пустяки… Бог знает что!»

4) в приемной в тот же день

«Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит…», «забормотал», «Генерал, а не может понять»

«состроил плаксивое лицо», «махнул рукой», «Да вы просто смеетесь…»

5) в приемной на следующий день

«забормотал», «млея от ужаса», «в животе… что-то оторвалось»

«» Пошел вон!!» – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал», «затопав ногами»

6) дома

«помер»

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Протекание
Бродбент и Хаммерсли рассмотрели общую ситуацию, возникающую при случайном распространении жидкости через среду, когда абстрактные термины "жидкость" и "среда" могут быть интерпретированы в соответствии с физическим смыслом задачи. В обычных процессах диффузии случайность есть не что иное, как случайные блуждания частиц жидкости. Примером могут служить нерегулярное тепловое дв ...

Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы
Цели: 1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя. 2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали. 3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей. Тип урока: урок-размышление. Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием. Межпредметные связи: эстетика, тема: «Жи ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru