Нравственные вопросы, проблемы становления, самоопределения личности, самовоспитания волнуют подростков. Учитель обсуждает с ними требования Чехова к «воспитанному человеку» и размышляет над тем, что стоит за этими словами. Ученики должны знать, как упорно Чехов работал над собой. «Должен сказать тебе, – писал он жене, – что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает». Следы упорного труда самосовершенствования можно увидеть, разглядывая ряд фотографий
писателя разных лет жизни. Это прием использования наглядности.
Десятиклассники вместе с учителем вспомнить уже известные им рассказы писателя – «Хамелеон» и «Толстый и тонкий». Они отвечают на такие вопросы: какие чувства, мысли вызвали рассказы? Что их объединяет? Учащиеся отмечают общую для двух рассказов ситуацию «хамелеонства», уничтожение человека чином.
Еще один рассказ, рекомендованный для изучения – «Смерть чиновника». Перед чтением русский методист А.Г. Евлампиев рекомендует обратить внимание на название, спросить у учеников, какие читательские ожидания вызывает у них название; а после чтения посмотреть, оправдались ли они. Также А.Г. Евлампиев предлагает задать ученикам такие вопросы:
· Какие чувства вызвал рассказ?
· Смешной он или грустный?
· Вопросом, организующим анализ, может стать вопрос: «Отчего умер чиновник Червяков?».
· Какой случай привел в конечном итоге к смерти героя? Как это происходит?
Этим же методистом предложен такой прием, как составление таблички цитат
, показывающую, как изменяются чувства Червякова и генерала в процессе их общения.
|
Червяков |
Генерал | |
|
1) в зале |
«нисколько не сконфузился», «пришлось сконфузиться», «не мой начальник, чужой, но все-таки неловко», «Извините… я нечаянно…» |
«небрежно отмахнулся», «Ничего, ничего… Ах, сидите, пожалуйста, дайте слушать» |
|
2) в антракте |
«подозрительно поглядывая на генерала» |
«нетерпеливо шевельнул нижней губой», «Я уж забыл» |
|
3) в приемной в первый день |
«надел новый вицмундир, постригся», «начал докладывать» |
«Какие пустяки… Бог знает что!» |
|
4) в приемной в тот же день |
«Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит…», «забормотал», «Генерал, а не может понять» |
«состроил плаксивое лицо», «махнул рукой», «Да вы просто смеетесь…» |
|
5) в приемной на следующий день |
«забормотал», «млея от ужаса», «в животе… что-то оторвалось» |
«» Пошел вон!!» – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал», «затопав ногами» |
|
6) дома |
«помер» |
Похожие статьи:
Диагностическая методика творческого воображения подростка
Цель:
оценка особенностей творческого воображения. Материал и оборудование:
бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер. Описание.
Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность ...
Модель исследования
Объектом исследования выступает сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста в условиях приюта. Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию сюжетно-ролевой игры в условиях приюта. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание игрового пространства детьми дошкольного возраста может быть успешным, если педагог: * Организует предметную сред ...