Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах » Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Страница 3

Нравственные вопросы, проблемы становления, самоопределения личности, самовоспитания волнуют подростков. Учитель обсуждает с ними требования Чехова к «воспитанному человеку» и размышляет над тем, что стоит за этими словами. Ученики должны знать, как упорно Чехов работал над собой. «Должен сказать тебе, – писал он жене, – что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает». Следы упорного труда самосовершенствования можно увидеть, разглядывая ряд фотографий

писателя разных лет жизни. Это прием использования наглядности.

Десятиклассники вместе с учителем вспомнить уже известные им рассказы писателя – «Хамелеон» и «Толстый и тонкий». Они отвечают на такие вопросы: какие чувства, мысли вызвали рассказы? Что их объединяет? Учащиеся отмечают общую для двух рассказов ситуацию «хамелеонства», уничтожение человека чином.

Еще один рассказ, рекомендованный для изучения – «Смерть чиновника». Перед чтением русский методист А.Г. Евлампиев рекомендует обратить внимание на название, спросить у учеников, какие читательские ожидания вызывает у них название; а после чтения посмотреть, оправдались ли они. Также А.Г. Евлампиев предлагает задать ученикам такие вопросы:

· Какие чувства вызвал рассказ?

· Смешной он или грустный?

· Вопросом, организующим анализ, может стать вопрос: «Отчего умер чиновник Червяков?».

· Какой случай привел в конечном итоге к смерти героя? Как это происходит?

Этим же методистом предложен такой прием, как составление таблички цитат

, показывающую, как изменяются чувства Червякова и генерала в процессе их общения.

Червяков

Генерал

1) в зале

«нисколько не сконфузился», «пришлось сконфузиться», «не мой начальник, чужой, но все-таки неловко», «Извините… я нечаянно…»

«небрежно отмахнулся», «Ничего, ничего… Ах, сидите, пожалуйста, дайте слушать»

2) в антракте

«подозрительно поглядывая на генерала»

«нетерпеливо шевельнул нижней губой», «Я уж забыл»

3) в приемной в первый день

«надел новый вицмундир, постригся», «начал докладывать»

«Какие пустяки… Бог знает что!»

4) в приемной в тот же день

«Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит…», «забормотал», «Генерал, а не может понять»

«состроил плаксивое лицо», «махнул рукой», «Да вы просто смеетесь…»

5) в приемной на следующий день

«забормотал», «млея от ужаса», «в животе… что-то оторвалось»

«» Пошел вон!!» – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал», «затопав ногами»

6) дома

«помер»

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Диктант как метод формирования орфографической зоркости
Орфографическая зоркость – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Развитию орфографической зоркости способствуют диктанты. Диктант – это один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение п ...

Анализ опытно – экспериментальной работы
Экспериментальная база нашего исследования – ДОУ № 17 г. Армавира Краснодарского края. Экспериментальная группа – дети старшего дошкольного возраста с замедленным психическим развитием: Испытуемый № 1 : Беляко Данил 5 лет 11 мес. Испытуемый № 2: Корташёв Руслан 6 лет 1 мес. Испытуемый № 3: Иванов Данил 5 лет 7 мес. Испытуемый № 4: Корх Андрей 6 лет Испытуемый № 5: Пипеляев Дима 5 лет 9 мес. Экспе ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru