Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах » Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Страница 5

особенности конструкции рассказа, его художественные средства. Учащиеся должны понять позицию писателя, выявить из всей образной системы, из сюжетной ткани рассказа, из скрытых в подтексте намеков отношение автора к изображаемому. Сделать это поможет перечитывание. Белорусский методист И.А. Ажгирей предлагает «рассматривать перечитывание как игру, как способ вслушивания в полифонию текста». При этом задача учителя – вовлечь учащихся в затею, помочь сформулировать загадку текста и найти ее разгадку.

Вот некоторые из возможных заданий для учащихся, которые рекомендуются белорусскими методистами:

· Медленно прочесть рассказ, делая психологические комментарии и наблюдая за выразительными средствами речи;

· Охарактеризовать персонаж по речи. Это прием речевой характеристики. «Прямая речь, – пишет И.А. Ажгирей, – становится зеркалом внутреннего мира персонажа»;

· Представить и описать внешний вид персонажа (словесное рисование);

· Обнаружить случаи авторской иронии;

· Прочитать рассказ в лицах;

· Предложить свой вариант истории о «конфискованном крыжовнике».

Перед выполнением задания учитель ставит проблему, разъясняет путь ее решения. При необходимости учащимся предлагается образец и план работы.

При изучении рассказа «Ионыч» продуктивна форма работы «урок-судебное заседание». Ученики должны сами избрать судебную коллегию, адвоката и прокурора, опросить свидетелей – персонажей рассказа. В финале урока судебной коллегией принимается решение, виновен ли Ионыч в утрате своего человеческого достоинства, или же в этом виновата среда. Такой урок как правило проходит интересно и поучительно.

Таким образом, мы видим, что при изучении рассказов А.П. Чехова в средних и старших классах могут применяться разнообразные приемы и формы работы. Безусловно, все они должны быть нацелены на одно: на понимание общей концепции автора. Однако нам необходимо увидеть также, как сочетаются эти приемы на уроках, как они применяются в комплексе. О том, какие план-конспекты уроков рекомендуют учителю методисты России и Беларуси, о разработках уроков по творчеству А.П. Чехова могилевских педагогов – пойдет речь в нашей следующей главе.

В этой главе приводятся примеры планов-конспектов уроков, разработанных опытными методистами России и Беларуси. Даются также материалы к урокам, заимствованные из опыта работы педагогов г. Могилева сш. №43, 8, 40 и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступ ...

Особенности объёма зрительного внимания
Данное задание вызвало у детей особые затруднения, так как для того что бы успешно справиться с этим заданием детям было нужно не только внимательно смотреть на образец, но и запоминать расположение точек в клетках, что значительно усложняло задачу. Проведём более подробный анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования уровня сформированности объёма зрительного внимания у детей до ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru