Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах » Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе

Страница 5

особенности конструкции рассказа, его художественные средства. Учащиеся должны понять позицию писателя, выявить из всей образной системы, из сюжетной ткани рассказа, из скрытых в подтексте намеков отношение автора к изображаемому. Сделать это поможет перечитывание. Белорусский методист И.А. Ажгирей предлагает «рассматривать перечитывание как игру, как способ вслушивания в полифонию текста». При этом задача учителя – вовлечь учащихся в затею, помочь сформулировать загадку текста и найти ее разгадку.

Вот некоторые из возможных заданий для учащихся, которые рекомендуются белорусскими методистами:

· Медленно прочесть рассказ, делая психологические комментарии и наблюдая за выразительными средствами речи;

· Охарактеризовать персонаж по речи. Это прием речевой характеристики. «Прямая речь, – пишет И.А. Ажгирей, – становится зеркалом внутреннего мира персонажа»;

· Представить и описать внешний вид персонажа (словесное рисование);

· Обнаружить случаи авторской иронии;

· Прочитать рассказ в лицах;

· Предложить свой вариант истории о «конфискованном крыжовнике».

Перед выполнением задания учитель ставит проблему, разъясняет путь ее решения. При необходимости учащимся предлагается образец и план работы.

При изучении рассказа «Ионыч» продуктивна форма работы «урок-судебное заседание». Ученики должны сами избрать судебную коллегию, адвоката и прокурора, опросить свидетелей – персонажей рассказа. В финале урока судебной коллегией принимается решение, виновен ли Ионыч в утрате своего человеческого достоинства, или же в этом виновата среда. Такой урок как правило проходит интересно и поучительно.

Таким образом, мы видим, что при изучении рассказов А.П. Чехова в средних и старших классах могут применяться разнообразные приемы и формы работы. Безусловно, все они должны быть нацелены на одно: на понимание общей концепции автора. Однако нам необходимо увидеть также, как сочетаются эти приемы на уроках, как они применяются в комплексе. О том, какие план-конспекты уроков рекомендуют учителю методисты России и Беларуси, о разработках уроков по творчеству А.П. Чехова могилевских педагогов – пойдет речь в нашей следующей главе.

В этой главе приводятся примеры планов-конспектов уроков, разработанных опытными методистами России и Беларуси. Даются также материалы к урокам, заимствованные из опыта работы педагогов г. Могилева сш. №43, 8, 40 и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Экспериментальное обоснование форм и методов формирования рефлексивных умений студентов
На основе анализа теоретической литературы и результатов констатирующего эксперимента были сделаны выводы о том, что рефлексивные умения будущих учителей могут быть сформированы следующими путями: 1) Через включение специальных приемов рефлексивного обучения в традиционные педагогические курсы, например, «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Педагогические технолог ...

Теоретический аспект профессионального саморазвития
В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. В связи с этим становится очевидным необходимость определения концептуальных подходов к профессиональному развитию студентов в вузе и обоснование необходимости их профессионального са ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru