Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Новая педагогика » Формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством тренинговых занятий » Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Страница 1

Учитывая результаты диагностических исследований, полученных на констатирующем этапе эксперимента, были внесены изменения в условия формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей, входящих в состав экспериментальной группы.

В целях оптимизации процесса формирования у студентов, будущих учителей, ценностного отношения к профессиональной деятельности и опираясь на теоретические положения по исследуемой проблеме, нами была разработана и прошла апробацию программа тренинга личностного и профессионального саморазвития.

Основанием для разработки программы явилось следующее программно-методическое обеспечение: «Тренинг профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования учителя» (авторы Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская), «Тренинг развития эмоционального интеллекта педагога: от планирования к действию» (автор М. Минайлова), «Тренинг личностного роста для педагогов» (авторы Н.А. Аврамова, Н.В. Павлова).

Данная программа включала цикл взаимосвязанных, логически выстроенных тренинговых занятий, цель которых – создание условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у студентов, будущих учителей, как основы их профессионально - личностного саморазвития.

Задачи программы:

формирование знаний студентов о значимых в педагогической деятельности качествах, способствующих выстраиванию гармоничных межличностных отношений;

формирование умений, составляющих основу самодиагностики, адекватной самооценки, проектирования профессионального и личностного самосовершенствования;

содействие становлению позитивного отношения студентов к себе как личности и профессионалу, осознанию значимости ценностей профессионально-педагогической деятельности.

Разработанная нами программа состояла из 4 разделов:

Ориентировочный

«Я» в системе профессиональной деятельности.

«Я» в системе межличностных отношений.

«Я» в системе личностного развития.

Первый раздел «Ориентировочный». Основной целью данного раздела являлось формирование у студентов знаний о способах самопознания и значимости их использования для профессионально-личностного самосовершенствования.

Тема 1. Самопрезентация. Правила работы в группе.

Тема 2. Образ «Я», его особенности.

Тема 3. Способы самопознания личности.

Второй раздел «Я» в системе профессиональной деятельности». Основной целью данного раздела являлось формирование знаний о педагогических способностях, установках и ценностях в связи со спецификой профессиональной деятельности.

Тема 4. Смысл жизни и призвание педагога.

Тема 5. Профессионализм личности и педагогические способности.

Тема 6. Модель личности педагога, которую я выбираю.

Третий раздел «Я» в системе межличностных отношений». Основной целью данного раздела являлось освоение студентами приемов развития педагогических способностей, обеспечивающих выстраивание гармоничных межличностных отношений в системах «педагог-ученик», «педагог-педагог», «педагог-родитель».

Тема 7. Эмпатия и сензитивность. Особенности их проявленения в процессе общения.

Тема 8. Особенности педагогического мышления.

Тема 9. «Я» - коммуникатор. Способы предъявления и получения информации в процессе общения.

Тема 10. «Я» - организатор. Способы организации взаимодействия в процессе общения.

Четвертый раздел «Я» в системе личностного развития». Основной целью данного раздела являлось формирование у студентов умений, составляющих основу самодиагностики, адекватной самооценки, проектирования профессионального и личностного самосовершенствования.

Тема 11. Самодиагностика и самоанализ как основа личностного развития.

Тема 12. Самооценка и самоотношение личности.

Тема 13. Проектирование профессионального и личностного

самосовершенствования.

Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов экспериментальной группы осуществлялось посредством реализации психологических механизмов: интериоризации, идентификации, интернализации (А.В. Серый) и с учетом этапности процесса формирования ценностных ориентаций, включающего предъявление и осознание ценностей, последующее их принятие будущими учителями и др. (А.Г. Асмолов).

Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у студентов колледжа, будущих учителей, происходило через внедрение в работу следующих компонентов:

Когнитивный компонент предполагал осознание будущим учителем себя в системе педагогической деятельности, в системе детерминированных этой деятельностью межличностных отношений и в системе его личностного развития, связанного с деятельностью и общением. Личностная составляющая обеспечивала понимание и осмысление себя в ситуациях, когда профессионально-значимые личностные качества учителя выступают условием, обеспечивающим деятельностную самореализацию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Планирование работы. Тематический план
О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике. Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения ...

Обучение чтению вслух и про себя в иностранном языке
После устного вводного курса учащиеся переходят к чтению, которое начинается с его громко-речевой формы — чтения вслух. Как было отмечено, в родном языке чтение про себя и вслух сосуществуют, дополняя друг друга: в первом случае информация из текста извлекается для себя, во втором — для других. В иностранном языке эти коммуникативные функции сохраняются, но чтение вслух выполняет еще одну важную ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru