Основные этапы становления современной концепции профориентации в РФ и Франции

Новая педагогика » Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Франции » Основные этапы становления современной концепции профориентации в РФ и Франции

Страница 2

б) через усиление дисциплин психолого-педагогического цикла;

в) через включение в учебный план спецкурсов и спецсеминаров по профориентации.

Анализ партийно-правительственных документов, материалов, проводимых исследований и опыта подготовки показывает, что не только профориентация отражала социальный заказ общества на каждом этапе его развития, но и подготовка учителей к этому виду деятельности была социально ориентирована.

Так как в стране отсутствовала система государственной профориентации как единая политика в области профессионального самоопределения, обучения и занятости, то и не было специалистов,

призванных осуществлять эту деятельность. Вопрос же об их подготовке носил постановочный характер.

IV этап (2-я половина 80-х - настоящее время) характеризуется созданием государственной системы профориентации, утверждением мнения о необходимости ведения профориентационной работы специально подготовленными специалистами и попытками решения проблемы подготовки таких специалистов.

Создание государственной системы профессиональной ориентации способствовало выходу на социальную арену наряду с традиционными (школы, УПК, учреждения дополнительного образования) новых профориентационных учреждений (центры профориентации молодежи, службы занятости населения). Это привело к неразберихе в определении сфер и видов деятельности, к обострению проблемы подготовки кадров профориентаторов.

В стране складывается практика подготовки специалистов в области профориентации в ходе курсов (краткосрочных, 9-месячных) в системе повышения квалификации, в ходе переподготовки кадров в рамках получения второй специальности на базе высшего педагогического, медицинского и психологического образования. Профориентационные учреждения начали подготовку кадров через систему семинаров как периодически организуемых занятий по проблемам профессиональной ориентации. К сожалению, некоторые вузы страны игнорируют опыт предшествующих лет по подготовке учительских кадров к профориентационной деятельности, что ведет к сокращению или исключению спецкурсов по профориентации из учебных программ.

Подобная практика, часто приводит к отсутствию единства, разноплановости в программах, требованиях и результатах подготовки. Это может привести не только к расхождению в терминологии, к отсутствию единства в понимании ряда вопросов, но и может нанести вред в целом научным основам профориентации.

Таким образом, анализ подготовки кадров профориентаторов показал, что в истории отечественной профориентации на различных этапах развития существовала определенная система подготовки; были разработаны формы, методы и средства подготовки; определены знания, умения, функции деятельности отдельных субъектов; создана научно-теоретическая и практическая основа профориентации.

Однако актуализация этой проблемы на современном этапе, неудовлетворенность уровнем подготовленности кадров профориентаторов, активизация поиска путей совершенствования этой подготовки свидетельствуют о несоответствии этого богатейшего опыта уровню требований сегодняшнего дня к профессионализму работников. Причинами данного несоответствия стали рассогласования, заложенные в подходах и в системе подготовки: между потребностью в специалистах, готовых осуществлять весь спектр профориентационных услуг, и узостью подготовки; между существующей системой профориентационной подготовки учительских кадров и ее невостребованностью; между потребностью в подготовке различных субъектов профориентационного процесса и отсутствием такой дифференциации; между существующим реальным заказом на подготовку таких специалистов и неопределенностью юридического, государственного статуса всех субъектов, неотрегулированностью правовых норм их подготовки в системе высшего педагогического образования.

На наш взгляд, именно вузы во взаимосвязи с другими элементами системы высшего педагогического образования (ИУУ, ЦПК) смогут вывести решение проблемы подготовки кадров профориентаторов на более высокий научный и профессиональный уровень и позволят устранить данные рассогласования.

Исследуя пример профориентации во Франции, можно выделить следующие этапы развития профориентации -

· в 20-е гг. акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица);

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания
Наиболее эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении. Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является ...

Игровые технологии как метод обучения
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, те ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru