б) через усиление дисциплин психолого-педагогического цикла;
в) через включение в учебный план спецкурсов и спецсеминаров по профориентации.
Анализ партийно-правительственных документов, материалов, проводимых исследований и опыта подготовки показывает, что не только профориентация отражала социальный заказ общества на каждом этапе его развития, но и подготовка учителей к этому виду деятельности была социально ориентирована.
Так как в стране отсутствовала система государственной профориентации как единая политика в области профессионального самоопределения, обучения и занятости, то и не было специалистов,
призванных осуществлять эту деятельность. Вопрос же об их подготовке носил постановочный характер.
IV этап (2-я половина 80-х - настоящее время) характеризуется созданием государственной системы профориентации, утверждением мнения о необходимости ведения профориентационной работы специально подготовленными специалистами и попытками решения проблемы подготовки таких специалистов.
Создание государственной системы профессиональной ориентации способствовало выходу на социальную арену наряду с традиционными (школы, УПК, учреждения дополнительного образования) новых профориентационных учреждений (центры профориентации молодежи, службы занятости населения). Это привело к неразберихе в определении сфер и видов деятельности, к обострению проблемы подготовки кадров профориентаторов.
В стране складывается практика подготовки специалистов в области профориентации в ходе курсов (краткосрочных, 9-месячных) в системе повышения квалификации, в ходе переподготовки кадров в рамках получения второй специальности на базе высшего педагогического, медицинского и психологического образования. Профориентационные учреждения начали подготовку кадров через систему семинаров как периодически организуемых занятий по проблемам профессиональной ориентации. К сожалению, некоторые вузы страны игнорируют опыт предшествующих лет по подготовке учительских кадров к профориентационной деятельности, что ведет к сокращению или исключению спецкурсов по профориентации из учебных программ.
Подобная практика, часто приводит к отсутствию единства, разноплановости в программах, требованиях и результатах подготовки. Это может привести не только к расхождению в терминологии, к отсутствию единства в понимании ряда вопросов, но и может нанести вред в целом научным основам профориентации.
Таким образом, анализ подготовки кадров профориентаторов показал, что в истории отечественной профориентации на различных этапах развития существовала определенная система подготовки; были разработаны формы, методы и средства подготовки; определены знания, умения, функции деятельности отдельных субъектов; создана научно-теоретическая и практическая основа профориентации.
Однако актуализация этой проблемы на современном этапе, неудовлетворенность уровнем подготовленности кадров профориентаторов, активизация поиска путей совершенствования этой подготовки свидетельствуют о несоответствии этого богатейшего опыта уровню требований сегодняшнего дня к профессионализму работников. Причинами данного несоответствия стали рассогласования, заложенные в подходах и в системе подготовки: между потребностью в специалистах, готовых осуществлять весь спектр профориентационных услуг, и узостью подготовки; между существующей системой профориентационной подготовки учительских кадров и ее невостребованностью; между потребностью в подготовке различных субъектов профориентационного процесса и отсутствием такой дифференциации; между существующим реальным заказом на подготовку таких специалистов и неопределенностью юридического, государственного статуса всех субъектов, неотрегулированностью правовых норм их подготовки в системе высшего педагогического образования.
На наш взгляд, именно вузы во взаимосвязи с другими элементами системы высшего педагогического образования (ИУУ, ЦПК) смогут вывести решение проблемы подготовки кадров профориентаторов на более высокий научный и профессиональный уровень и позволят устранить данные рассогласования.
Исследуя пример профориентации во Франции, можно выделить следующие этапы развития профориентации -
· в 20-е гг. акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица);
Похожие статьи:
Использование современных образовательных технологий - один из критериев
успешности учителя
Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того - вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной. Среди ощутимых потерь за последние полтора десятилетия можно назвать утрату стратегии в воспит ...
Методические основы изучения тем «Обыкновенные дроби и проценты» в школе
Умение решать задачи на дроби и проценты в значительной мере определяются тем, как понятия дроби и процента предварительно сформированы у учащихся. Усвоение же этих понятий для многих учащихся связано с большими трудностями. Трудности в освоении дробей заключаются, в частности, в том, что ученику надо одновременно осмыслить количество долей (числитель), величину их (знаменатель) и осознать их отн ...