Основные этапы становления современной концепции профориентации в РФ и Франции

Новая педагогика » Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Франции » Основные этапы становления современной концепции профориентации в РФ и Франции

Страница 2

б) через усиление дисциплин психолого-педагогического цикла;

в) через включение в учебный план спецкурсов и спецсеминаров по профориентации.

Анализ партийно-правительственных документов, материалов, проводимых исследований и опыта подготовки показывает, что не только профориентация отражала социальный заказ общества на каждом этапе его развития, но и подготовка учителей к этому виду деятельности была социально ориентирована.

Так как в стране отсутствовала система государственной профориентации как единая политика в области профессионального самоопределения, обучения и занятости, то и не было специалистов,

призванных осуществлять эту деятельность. Вопрос же об их подготовке носил постановочный характер.

IV этап (2-я половина 80-х - настоящее время) характеризуется созданием государственной системы профориентации, утверждением мнения о необходимости ведения профориентационной работы специально подготовленными специалистами и попытками решения проблемы подготовки таких специалистов.

Создание государственной системы профессиональной ориентации способствовало выходу на социальную арену наряду с традиционными (школы, УПК, учреждения дополнительного образования) новых профориентационных учреждений (центры профориентации молодежи, службы занятости населения). Это привело к неразберихе в определении сфер и видов деятельности, к обострению проблемы подготовки кадров профориентаторов.

В стране складывается практика подготовки специалистов в области профориентации в ходе курсов (краткосрочных, 9-месячных) в системе повышения квалификации, в ходе переподготовки кадров в рамках получения второй специальности на базе высшего педагогического, медицинского и психологического образования. Профориентационные учреждения начали подготовку кадров через систему семинаров как периодически организуемых занятий по проблемам профессиональной ориентации. К сожалению, некоторые вузы страны игнорируют опыт предшествующих лет по подготовке учительских кадров к профориентационной деятельности, что ведет к сокращению или исключению спецкурсов по профориентации из учебных программ.

Подобная практика, часто приводит к отсутствию единства, разноплановости в программах, требованиях и результатах подготовки. Это может привести не только к расхождению в терминологии, к отсутствию единства в понимании ряда вопросов, но и может нанести вред в целом научным основам профориентации.

Таким образом, анализ подготовки кадров профориентаторов показал, что в истории отечественной профориентации на различных этапах развития существовала определенная система подготовки; были разработаны формы, методы и средства подготовки; определены знания, умения, функции деятельности отдельных субъектов; создана научно-теоретическая и практическая основа профориентации.

Однако актуализация этой проблемы на современном этапе, неудовлетворенность уровнем подготовленности кадров профориентаторов, активизация поиска путей совершенствования этой подготовки свидетельствуют о несоответствии этого богатейшего опыта уровню требований сегодняшнего дня к профессионализму работников. Причинами данного несоответствия стали рассогласования, заложенные в подходах и в системе подготовки: между потребностью в специалистах, готовых осуществлять весь спектр профориентационных услуг, и узостью подготовки; между существующей системой профориентационной подготовки учительских кадров и ее невостребованностью; между потребностью в подготовке различных субъектов профориентационного процесса и отсутствием такой дифференциации; между существующим реальным заказом на подготовку таких специалистов и неопределенностью юридического, государственного статуса всех субъектов, неотрегулированностью правовых норм их подготовки в системе высшего педагогического образования.

На наш взгляд, именно вузы во взаимосвязи с другими элементами системы высшего педагогического образования (ИУУ, ЦПК) смогут вывести решение проблемы подготовки кадров профориентаторов на более высокий научный и профессиональный уровень и позволят устранить данные рассогласования.

Исследуя пример профориентации во Франции, можно выделить следующие этапы развития профориентации -

· в 20-е гг. акцент делался на трудоустройстве (последствия войны, безработица);

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Структурный компонент псевдобульбарной дизартрии как речевого нарушения
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь ...

Творческая деятельность младшего школьника на уроках чтения
Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов и типических свойств системы Л.В. Занкова. Методический аппарат учебника "Литературное чтение" представляет собой систему заданий и вопросов, которые нацелены на формирование мыслительной деятельности как способности к открытию, а не узнаванию ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru