методологический - для составления плана учебного или профессионального будущего подростка; биографический - с целью рассмотрения принимаемого учащимся решения в контексте его собственной жизни, по отношению к прошлому и, что наиболее важно, в перспективе профессионального будущего. Практическая организация профессиональной ориентации. Особенностью практики организации профессиональной ориентации является взаимодействие так называемых внешкольной и внутришкольной ее составляющих.
Содержание внутришкольной профориентационной работы. Прежде всего отметим, что среднее образование во Франции разделено на пять педагогических циклов: 1) наблюдения и адаптации; 2) центральный; 3) ориентации; 4) определения; 5) выпускной. Первые три относятся к обучению в коллеже, два последних - в лицее. Каждый цикл связан с решением конкретных педагогических задач в области профессиональной ориентации учащихся.
В цикле наблюдения и адаптации в коллеже (VI класс) практическая работа заключается в изучении личности учащегося, определении его способностей, склонностей, уровня знаний, психофизических данных, индивидуальных черт характера. Важная роль при этом отводится тестам, результаты которых фиксируются в личном досье учащегося.
В центральном цикле коллежа (V-IV классы) профориентационная работа дополняется знакомством учащихся с разнообразием мира профессий. С V класса учащимся предлагается выбрать для изучения дополнительные предметы по своим интересам и возможностям. Для выбора предлагаются: древние языки, углубленное изучение иностранного языка, опытные или технологические науки. С IV класса учащиеся, по желанию, могут пройти стажировку на предприятии в форме "ознакомительного визита" или "сеанса наблюдения" (на них мы уже останавливались выше).
Цикл ориентации коллежа (III класс) является важным, "разветвляющим", по его окончании учащийся должен определить свой дальнейший учебный путь: общеобразовательный и технологический лицей; профессиональный лицей; центр профессионального обучения. Поэтому профориентационная работа этого цикла сконцентрирована на информировании учащихся о различных учебных направлениях, профилях, профессиях, к которым они готовят. С этой целью с 2005 г. в учебном расписании французских коллежей появился новый обязательный предмет "Знакомство с профессиями" (Decouverte professionnelle) (3 ч в неделю). Анализ программы этого предмета показывает, что ее содержание распределено в три блока:
- знакомство с профессией и профессиональной деятельностью (А);
-знакомство с организациями (В);
- знакомство с местами и способами образовательной подготовки (С).
Каждый блок включает определенные компетенции для освоения учащимися. Так, блок А включает четыре главные компетенции:
- представлять профессию, идентифицируя ее главные задачи, деятельность специалиста, используемые средства;
- различать способы овладения профессией в зависимости от ее вида: работник большого предприятия, ремесленник, независимый работник, служащий;
- классифицировать профессии по основным принципам деятельности: производство продукции и услуги;
- находить примеры связи между техническим прогрессом и эволюцией профессиональной деятельности.
В программе отмечается, что педагогический коллектив должен уделять особое внимание разработке так называемого годового продвижения учащихся, что позволит оценить уровень освоенных знаний и компетенций. Полученные результаты должны учитываться при выдаче диплома об
окончании коллежа и стать отправной точкой для ориентации дальнейшего обучения. Оценки проставляются в досье учащихся и в сводках об успеваемости.
Следующие два цикла (определения и выпускной) относятся к лицею. Известно, что во Франции существует два типа лицеев: 1) общеобразовательный и технологический; 2) профессиональный. Обучение в них имеет профильный характер, предполагающий дифференциацию учащихся по учебным направлениям, секциям и профилям. Это способствует сближению учебной и профессиональной ориентации, где последняя предстает как стратегия профессионального будущего учащегося, а учебная - как его тактика. Учебная ориентация французских учащихся понимается как комплекс мероприятий по оказанию помощи учащимся в выборе направления обучения, а также в преодолении возникших при обучении трудностей; профессиональная - как комплекс мер по оказанию учащимся помощи в выборе профессии.
Что касается профессиональных лицеев, то в них обучение направлено на практическое овладение конкретной профессией. Здесь общеобразовательная подготовка учащихся сочетается с постоянной производственной практикой. Целью профессиональной ориентации в данном типе лицеев является практическое знакомство учащихся с особенностями выбранной профессии, организацией труда и рабочего места, компетенциями, которые предполагает профессия, возможностями трудоустройства.
Похожие статьи:
Система форм активного обучения учащихся на примере
темы "Птицы"
Тематический раздел "Птицы" является этапом формирования базовых биологических компетентностей учеников по разделу "Биология животных". Изучения данного раздела со стопроцентным привлечением учеников класса к активным формам работы с использованием мультимедийных средств является довольно трудной задачей. Трудности обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. В ...
Педагогическая этика
Педагогическая этика – это наука о педагогической нравственности. Несомненно, она основывается на этике как таковой. Честность, доброжелательность, гуманность, глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины – вот далеко не полный перечень качеств педагога, наделенного правом не только передавать знания ...