Наука как важнейшая функциональная часть общества

Страница 1

Сейчас наука стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и культуры. Даже большинство ученых о новейших достижениях в своей собственной области из последних номеров ежедневных газет и выпусков теленовостей. В современном мире наука - такая же обычная сфера человеческой деятельности, как торговля, промышленное производство и сельское хозяйство, а профессия ученого стала одной из массовых профессий. На Земле около шести миллионов ученых, причем это сообщество организована лучше, чем любое другое. Оно вполне может быть проводником новой идеологии грядущего века.

Финансирование научных исследований, которая в конечном итоге определяет темпы научно-технического прогресса , еще в прошлом веке в значительной степени завесило от доброй воли отдельных меценатов или благотворительных общественных организаций. Сейчас расходы на научные исследования составляют заметную долю бюджета развитых стран. В России на уровне парламента м общества уже сложилось понимание , что эти расходы не могут быть менее 4% от расходной части бюджета , хотя это в реальном выражении все еще намного меньше потребности одной из ведущих научных держав мира, на роль которой мы претендуем. В США конгресс одобрил расходы бюджета на научные исследования в 2000 г. в размере 102,6 млрд. долл.

Эпоха ученых одиночек , движимых исключительно научной любознательностью и личным интересом ,давно уступила место планомерным исследованиям, проводимым широким фронтом при мощной государственной или корпоративной финансовой поддержке их непосредственному заказу. Успеху исследований в любой области, в конечном счете, определяют не талант отдельных исследователей, а наличие ресурсов и оптимальная организация работ. Как справедливо считал У. Черчилль , "Ничто не приводит к успеху быстрее, чем избыточность средств" . Это хорошо видно при сопоставлении практических результатов научных исследовании в России и США . При наличии большого числа крупных учёных, внёсших значительный вклад в развитие фундаментальных теоретических исследований, Россия (СССР) практически всегда оказывалась на вторых ролях там, где требовались масштабные научные исследования с привлечением крупных ассигнований и массовое использование новейшей техники. Примерами таких областей могут служить современные астрофизики, физика высоких энергий, молекулярная биотехнология, медицинская диагностика и др. Именно этот факт отражает распределение Нобелевских премий в области науки за последние десятилетия.

С чем же связано такое изменение роли науки в современном мире? Расхожая фраза о том, что "наука стало производительной силой", несомненно, верно отражает суть происходящего. Но не только это. Качественный рост и усложнение средств производства привели к резкому росту среднего образовательного уровня населения Земли. Понимание происходящих событий даже на уровне среднего обывателя уже не возможно без достаточно отчетливого представления о научных основах современного естествознания. Научные представления о мире стали важнейшим компонентом общечеловеческой культуры, без которой не мыслим не современный деятель культуры, ни современный политик. "Уже сейчас для нормального функционирования нашего общества мы требуем от каждого гражданина знание ряда фактов науки, а особенно ее методов. К стати, широкий, как сейчас говорят, системный подход к представлениям о мире , всегда был отличительной чертой представителей российской научной и технической интеллигенции. Одним из ярчайших примеров этого служит научная деятельность В.И. Вернадского.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Наука как важнейшая функциональная часть общества
Сейчас наука стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и культуры. Даже большинство ученых о новейших достижениях в своей собственной области из последних номеров ежедневных газет и выпусков теленовостей. В современном мире наука - такая же обычная сфера человеческой деятельности, как торговля, промышленное производство и сельское хозяйство, а профессия ученого стала одной из массовых пр ...

Домашняя работа как форма организации внеурочной деятельности младших школьников в процессе обучения их решению задач
Исходя из приобретенных экспериментальных результатов и на основе обзора путей образования мотивации, нами была предпринята попытка составления и апробации программы по образованию позитивных мотивов к выполнению домашнего задания, ориентируясь на программу формирующего обучения детей в школе. Цель - увеличить познавательную мотивацию учения при применении в выполнении домашнего задания следующих ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru