Наука как важнейшая функциональная часть общества

Страница 2

Прогнозы и рекомендации ученых лежат в основе обсуждаемых политиками мер по сохранению нашей среды обитания, природных ландшафтов, ограничения рост населения, выброс загрязняющих веществ, мер по охране здоровья населения. И политикам , вынужденным считаться с общественным мнением, хотя бы на словах приходится учитывать рекомендации и прогнозы ученых. Именно эти прогнозы, становятся частью общественного сознания , заставляют промышленников идти на ограничение собственных доходов, повышая экологическую чистоту и безопастность производства, свертывать выпуск экологически вредных веществ, внедрять экологически более приемлемые технологии. Научное сообщество становится не только действующей, но и направляющей силой, к голосу которого вынужден прислушиваться остальной слой населения, мнение которой формирует общественное сознание и влияет на характер принимаемых решений.

Резкое повышение общественного веса научного сообщества и интереса к нему со стороны общества изменило характер взаимоотношения ученого и общества. Еще недавно ученый как "свободный художник" , в пределах у него имеющихся финансовых возможностей мог претендовать почти на абсолютно независимый выбор темы своих исследований, не считая себя обязанным руководствоваться в этом вопросе ничем, кроме, быть может, мнение коллег, т. е. выбор тем научных исследовании диктовался представлениями об их значимости самого научного сообщества, которое всегда негативно воспринимало попытки со стороны диктовать и направлять научную деятельность. Общественное мнение также считало такую независимую позицию вполне естественной. Сейчас положение меняется, учитывая большую стоимость практически любых современных исследовании для общества. Общество будет вынуждено направлять все большую часть своих ограниченных ресурсов на научные исследования и поэтому будет считать себя всё более вправе контролировать и даже направлять их ход, т. е. формировать соответствующий "социальный заказ". Кроме того, общество все в большей степени будет пытаться контролировать ход и результаты их научных исследований, дабы оградить себя от возможных последствий научной деятельности, от появления новых "гомункулусов" и "Франкенштейнов", поскольку уже очевидно, что только одна "научная этика" является собой гарантией в этом вопросе. После обсуждения "этических проблем" научных работ в области ядерного химического и биологического оружия в этом плане, пожалуй, больше всего обсуждаются вопросы, связанные генной инженерией. Поэтому научное сообщество уже не может считать себя замкнутой корпоративной системой, подчиненной собственным интересам и собственной логике развития, как это было еще совсем недавно.

По мере того как человечество будет все отчетливее осознавать глубину стоящих перед ним проблем по сохранению своей собственной среды обитания, роль научного сообщества будет качественно меняться. На него ляжет основная тяжесть разработки тактики и стратегии выживания человечества.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Организация эксперимента по формированию психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению
Результаты контрольного эксперимента выявили необходимость в развитии у испытуемых дошкольников психологической готовности к школьному обучению. Для развивающих занятий мы поставили следующие задачи: 1) развить способность самоконтроля в обучающей деятельности; 2) развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятел ...

Взгляды философов об университете
Традиция обсуждения «идеи университета» в Европе Нового времени берет свое начало с лекций кардинала Дж.Ньюмена «Идея университета» (Newman, 1860). Этим трудом он положил начало обсуждению либерального образования в целом и университета как его носителя в частности. Он считал, что университет – это место, где преподаются универсальные знания. На протяжении XIX – XX веков у многих крупных философо ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru